Строительство первого этапа ЛРТ в Алматы начнется осенью 2024 года – Ерболат Досаев
Первые 26 километров, связывающие восточную и западную части города, планируется завершить до конца 2026 годаСтроительство первого этапа ЛРТ в Алматы начнется поздней осенью. Об этом сегодня во время брифинга в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК сообщил аким города Ерболат Досаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Когда говорят о скоростном транспорте, подразумевают метро, ЛРТ и БРТ. Метро будет продолжать строиться, а 26 километров первого этапа ЛРТ, который соединит западную и восточную части города, проектирование идет, и мы где-то, наверное, начнем только поздней осенью, потому что сегодня проходим стадию ТЭО, а еще нужно будет ПСД, плюс (обсудить – прим. авт.) партнерство», - отметил аким Алматы.
Он пояснил, что акимат города ожидает завершить первый этап проекта ЛРТ в течение трех лет, до 2026 года.
«Для финансирования этого проекта мы собираемся воспользоваться лимитом долга Алматы, у нас он есть соответствующий, неиспользованный, и в рамках зеленого финансирования, потому что он является электрическим транспортом», - уточнил Ерболат Досаев.
По информации акимата, в 2024 году будет построен и введен в эксплуатацию BRT протяженностью 9 километров по проспекту Райымбека от улицы Ахрименко до улицы Пушкина. В 2025 году эта линия будет продлена еще на 8 километров.
«Существующие BRT мы собираемся по Желтоксан дотянуть до Райымбека. Ну и, как я ранее сказал, большой проект – это 17 километров БРТ по проспекту Райымбека. Два участка мы разделили на 9,8 км. Работы хотим начать весной следующего года», - добавил аким.
Он уточнил, что запуск BRT и ЛРТ позволит снять проблемы со скоростью передвижения по городу.
«Например, на Райымбека мы запустим основные маршруты, исключительно 18-метровые автобусы. Это позволит им двигаться очень быстро, перевозить больше пассажиров, и это значительно снизит нагрузку, и не будет перетоков с проспекта Райымбека в верхнюю часть города», - пояснил он.
Аким добавил, что завершается работа по мастер-плану формирования транспортного каркаса Алматы до 2030 года, в котором были определены приоритеты города. Он прокомментировал вопрос журналистов о пробках.
«Во-вторых, любые крупные города, мегаполисы имеют такое свойство. Я, поверьте, хочу сказать, что Алматы – это не самый плохой вариант. Есть пробки, но мы сталкиваемся здесь, в Астане... Это нормально, быстро растущие города имеют такое свойство», - отметил Ерболат Досаев.
Он подчеркнул, что в первую очередь акимат большое внимание уделяет развитию БАКАД. В ближайшие два года предстоит завершить работу по оставшимся пяти радиальным дорогам.
«Четыре внутренние магистральные улицы должны быть приведены в порядок, расширены, пробиты до границ города, чтобы можно было улучшить», - отметил он.
Кроме того, акимат уделит внимание развитию электрического транспорта, переходу от дизельного топлива – на газовое, обновлению светофоров.
«У нас 593 светофора в городе. Плюс-минус, извиняюсь, может быть, 93 из них являются уже умными, автоматизированными, остальные нужно привести в порядок. 490 мы в следующие два года хотим привести в порядок. И организованное управление дорожным движением поможет снять проблему. Где-то на 20% по трафику и плюс 25% по плотности передвижения», – пообещал аким.
По данным акимата, в Алматы в 2023 году в рамках модернизации дорожной инфраструктуры построено 25 километров новых дорог на 70 улицах и проведен средний ремонт 200 километров дорог. В 2024 году планируется увеличить строительство новых дорог до 70 километров и средний ремонт до 250 километров. Приоритет – на новых районах города.
По поручению главы государства в рамках децентрализации полномочий районным акиматам планируется передать средний ремонт дорог районного значения. На 2024 год для строительства новых дорог и среднего ремонта финансирование увеличено на треть - с 33,1 млрд тенге до 44,5 млрд тенге.
Наряду с дорожной инфраструктурой в центре внимания - развитие общественного транспорта. В рамках реализации программы развития Алматы до 2025 года и среднесрочных перспектив до 2030 года вкупе с улучшением движения общественного транспорта создаётся устойчивый транспортный каркас города. Так, в этом году автобусный парк мегаполиса обновлен до 1150 экологически чистых автобусов. С 2024 года частным перевозчикам будет запрещено покупать дизельные автобусы.
«Впервые за 11 лет закуплены 100 троллейбусов, в 2024 году планируется закупить еще 100 единиц. Это позволит обновить троллейбусный парк на 100%. В Алматы активно развивается метрополитен. В этом году запущены 3 дополнительных подвижных состава. Интервал движения уменьшился до 5 минут 38 секунд. В результате пассажиропоток в метро увеличился до 100 тыс. человек. В целом по итогам 2023 года пассажиропоток в общественном транспорте увеличился до 1,5 млн человек в сутки», – сказал аким.
Для улучшения транспортного сообщения мегаполиса открыта транспортная развязка Бухтарминская – Кульджинский тракт. В следующем году Кульджинский тракт будет расширен до шести полос. Завершится расширение улицы Саина и проспекта Абая до границы города, а также строительство развязок Сейфуллина – Жансугурова и Саина – Монке би. На въезде в Алматы с северной, западной и восточной сторон начнётся строительство пересадочного узла на три вида транспорта.