Как будут защищать права потребителей

В РК разработан законопроект, который предполагает изменение алгоритма рассмотрения жалоб потребителей

Депутаты мажилиса приступили к работе над проектом закона «О защите прав потребителей» в новой редакции. В Комитете по экономической реформе и региональному развитию под председательством Нуртая Сабильянова состоялась презентация основного и сопутствующего законопроектов, сообщает пресс-служба комитета.

Вице-министр торговли и интеграции Кайрат Балыкбаев отметил, что при разработке законопроектов приняты во внимание результаты анализа и мониторинга обращений граждан, предложения общественных институтов по защите прав потребителей, итоги социологических исследований, а также международный опыт. Законопроектом предлагается изменить действующий четырехступенчатый последовательный бюрократический алгоритм рассмотрения жалоб потребителей.

«Напомню, на первой ступени потребителю нужно обратиться напрямую к предпринимателю с претензией о нарушении его потребительских прав. Если переговоры не увенчались успехом и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратиться к медиатору, либо к арбитру. Третья ступень – обращение в госорган. Административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, так как частный спор разрешается исключительно судами по рассмотрению гражданских дел. Такое положение создало волокиту для рядовых граждан», - пояснил Кайрат Балыкбаев.

Законопроектом предлагается исключить нелогичную и обязательную последовательность, которая не соответствует положению Конституции на безусловную судебную защиту. При принятии данных поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав, в том числе возможность напрямую подать иск в суд или при наличии состава административного правонарушения в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.

Кроме того, предлагается ввести институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который будет заниматься рассмотрением жалоб, консультированием, координировать общественные институты в этой сфере и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов.

Предлагается также распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта.

Законопроектом предусматривается введение гражданской правовой ответственности предпринимателя, налагаемой в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении к предпринимателям. Размер штрафа составляет от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа, в пределах указанного выше.

Отдельная норма касается онлайн-торговли. Говоря об этом, вице-министр отметил, что за 6 месяцев 2023 года количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли увеличилось на 411% (4795 шт.) по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (937 шт.). Учитывая это, законопроектом предлагается закрепить недопустимость в договорах условий, нарушающих и ущемляющих права и законные интересы потребителей, а также приравнять интернет-ресурсы, используемые для реализации товаров, к «торговым объектам». Это позволит привлекать к административной ответственности субъекты бизнеса.

Сопутствующим законопроектом вносятся поправки в Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы, законы о транспорте, туристской деятельности, регулировании торговой деятельности, о доступе к информации и о естественных монополиях.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤