Вводить мораторий на предоставление в залог земли в Казахстане не планируется – зампремьера
Это может существенно ограничить доступ сельхозпроизводителей к кредитамВводить мораторий на предоставление в залог земли не планируется. Об этом сообщается в ответе первого вице-премьера РК Романа Скляра на запрос депутатов мажилиса, передает центр деловой информации Kapital.kz.
«Касательно введения двухлетнего моратория на предоставление в залог банкам второго уровня и финансовым организациям права граждан на землепользование, состоящего из условной земельной доли. В условиях недостаточности ликвидного залога и собственных денег у сельскохозяйственных производителей введение моратория на предоставление в залог земельных участков может существенно ограничить доступ значительного количества сельхозпроизводителей к кредитным ресурсам. Это приведет к нехватке оборотных средств на селе и снижению притока частных инвестиций в сельское хозяйство. В этой связи введение моратория на предоставление в залог банкам земельных участков, в том числе состоящих из условной земельной доли, не поддерживается», - сообщил зампремьера.
Для защиты прав земельных дольщиков и обеспечения доступа сельскохозяйственных производителей к банковским кредитам планируется проработать следующие регуляторные меры:
1) введение требования о наличии квалифицированного большинства (не менее три четверти или 75% голосов) участников хозяйственных товариществ для принятия решения о передаче в залог земельных участков, состоящих из условных земельных долей;
2) обязательное информирование всех участников хозяйственного товарищества о передаче в залог земельных участков, состоящих из условных земельных долей, не менее чем за 30 календарных дней до принятия решения;
3) усиление ответственности хозяйственных товариществ по прохождению регистрации долей участников товарищества в системе центрального депозитария.
Также он отметил, что в настоящее время продолжается работа по принудительному возврату в государственную собственность земель, находящихся во владении банков второго уровня, в соответствии со статьями 92-94 Земельного кодекса.
Так, министерством сельского хозяйства проводится работа в регионах по анализу сельскохозяйственных земель, состоящих из условных земельных долей и предоставленных в качестве залога банкам и организациям. Также прорабатываются подходы по принудительному изъятию земельных участков в соответствии с положениями статей 92-94 Земельного кодекса.
По его же информации, сегодня в залоге в банках находятся порядка 2 661 участка сельхозназначения.
«Согласно сведениям банков второго уровня, на сегодня в залоге находится порядка 2 661 земельного участка сельскохозяйственного назначения, в том числе сформированных за счет условных земельных долей, общей площадью около 4,1 млн га. Текущая задолженность кредитов под обеспечение земельных участков составляет 1 213 млрд тенге», - сообщил зампремьера.
Он уточнил, что сведения о земельных участках учитываются в земельном кадастре. При этом информация о количестве земельных участков, сформированных за счет условных земельных долей, принадлежащих гражданам и переданных в залог по кредитам, в земельном кадастре не содержится.
До 2005 года в соответствии с положениями земельного законодательства обладателям прав на условные земельные доли была предоставлена возможность перейти в статус собственников (землепользователей) земельных участков либо участников хозяйствующих субъектов. В соответствии с переходными положениями Земельного кодекса обладатели права на условную земельную долю, которые ранее передали принадлежащее им право в аренду, были обязаны до 1 января 2005 года реализовать это право путем:
1) выкупа земельного участка в частную собственность;
2) получения во временное землепользование для самостоятельного ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или товарного сельскохозяйственного производства;
3) передачи в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, в оплату акций акционерного общества или в качестве взноса в производственный кооператив.
Спикер пояснил, что на сегодняшний день держатели прав на условные земельные доли реализовали права на земельный участок в основном путем вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ или самостоятельного (объединенного) ведения крестьянского хозяйства либо в качестве взноса в производственные кооперативы. Сформированные таким образом земельные участки в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса могут быть переданы хозяйственным товариществом в качестве залогового обеспечения в банк. В случае выхода участников из состава хозяйственного товарищества порядок возврата им долей земельных участков законодательно урегулирован.
Исходя из пункта 3 статьи 101 Земельного кодекса, граждане, передавшие принадлежащие им права на земельные участки, в том числе права на условные земельные доли в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ или в качестве взноса в производственные кооперативы, вправе получить при выходе из состава участников для организации крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства по решению общего собрания участников долю или пай в натуре, включая земельный участок, либо выплату стоимости доли или пая. При этом выдел земельного участка из состава земель сельскохозяйственной организации, находящихся в залоге в банке, допускается с согласия залогодержателя либо с частью кредита адекватно стоимости залога земельного участка на момент выдела. В этой связи инициатива по проведению земельной амнистии путем возврата дольщикам земель, состоящих из условных земельных долей, с прекращением залога по кредитам, не поддерживается.