Как зарабатывают европейские вузы и почему это важно для Казахстана
Образовательные «капиталисты»Казахстанская система высшего образования постепенно выходит на новую траекторию развития, формируя основу новой отрасли - экономику знаний, которая в перспективе насытит отечественные производства новыми кадрами и технологиями. По замыслам авторов реформы, ее фундаментом должны стать современные исследовательские университеты, входящие в глобальную экосистему образования и инноваций, что кардинально переформатирует действующую конструкцию, не только «приземлив» ее в плоскость прикладных исследований, но и придав ей устойчивость, надежность и авторитетность.
Задача, безусловно, амбициозная, но при исходных условиях, в которых сегодня существует система отечественного образования, неоднозначная.
С одной стороны, очевидно, что взятый государством курс верный и безальтернативный. Он уже пройден США, некоторыми европейскими и азиатскими странами. С другой стороны, именно он свидетельствует о том, что в ситуации, когда государство является ключевым игроком на рынке образования, кардинальные сдвиги в этой сфере в принципе невозможны, и формирование отрасли экономики знаний вполне может постичь участь очередного масштабного, но нереализуемого концепта. И не потому, что государство плохой идеолог или никудышный менеджер. Причины куда прозаичнее и заключаются они в том, что запланированную трансформацию университетского образования не потянет ни один государственный бюджет. У университетов денег на глобальные реформы тоже нет, что подтверждает и глава государства в одном из своих выступлений: «У вузов отсутствует важный канал финансирования, способный придать их деятельности необходимую устойчивость, динамичность и предсказуемость».
Между тем для того, чтобы запускаемые преобразования не стали фикцией, они требуют больших объемов финансирования из надежных, стабильных и, как выразился президент страны, предсказуемых источников. Таковыми, как показывает общемировая образовательная практика, могут являться лишь университетские эндаументы – фонды целевого капитала, формируемые за счет пожертвований. Их главная задача не расходовать поступающие средства, а накапливать их и инвестировать в стабильные и доходные финансовые инструменты с тем, чтобы получаемый доход направлять на финансирование образовательных программ.
Университетские эндаументы широко распространены в США и европейских странах. За счет полученной финансовой самодостаточности они давно уже превратились в мощные научные и технологические центры, на базе которых совершаются мирового уровня открытия и прорывы. Они самостоятельно, без правительственной поддержки содержат собственную социальную инфраструктуру, оплачивают труд преподавательского состава, привлекают лучшую профессуру со всего мира, выделяют гранты на обучение для талантливой молодежи, в коллаборации с промышленниками и крупным бизнесом внедряют научные и научно-технические проекты с целью получения практических решений для развития собственных экономик. Словом, реализуют весь тот спектр задач, которые ставит перед собой казахстанская система высшего образования.
На протяжении последних нескольких лет в Казахстане формируется система образовательных эндаументов, и многим университетам на самом деле удалось совершить своего рода прорыв, получив доступ к новым источникам финансирования. С этой точки зрения показателен пример первого в нашей стране эндаумент-фонда, финансирующего деятельность Назарбаев университета и Назарбаев интеллектуальных школ. За последние годы уровень проводимых на базе университета фундаментальных и научно-прикладных исследований вырос в 2,5 раза. Только в сфере медицины и фармацевтики благодаря работе ученых университета были разработаны и адаптированы новые технологии в хирургии, реабилитации детей с особенностями, внедрены новые механизмы, позволяющие существенно увеличить долю отечественных производителей на рынке лекарственных средств и медицинских изделий. Но в целом университетские эндаументы пока еще не стали той самой «золотой жилой», за счет разработки которой можно было бы рассчитывать на полноценное формирование экономики знаний. Как неоднократно отмечал глава государства, «уровень развития инфраструктуры для коммерциализации научных разработок с получением востребованных технологий все еще остается критически низким».
Причины вполне понятны. Отсутствие культуры благотворительности в нашей стране и отдельного законодательства о целевых фондах в образовании не позволяет им должным образом развиваться и выступать генератором перспективных исследований, способных привести к экономической революции. Другими словами, объемы поступлений в отечественные образовательные эндаумент-фонды довольно скромные. И в ближайшей перспективе вряд ли стоит рассчитывать, что без изменения традиционных подходов в их формировании на них способен пролиться денежный дождь, приблизив их к размерам целевых капиталов университетов США и Европы, которые варьируются от нескольких десятков миллионов до миллиардов долларов. По крайней мере, сегодня трудно представить условия, при которых отечественный бизнес и отдельные меценаты по опыту США в качестве жеста доброй воли массово бы выступили в роли спонсоров национальной системы образования, направляя по-настоящему серьезные средства на исследования в различных отраслях. Именно поэтому в наших реалиях наиболее перспективен европейский опыт создания и развития образовательных целевых фондов при университетах. Он основан на так называемой смешанной модели, при которой за счет частного капитала университеты финансируются на 15-30% (против 30-60% в США, Канаде, Японии), остальные же финансовые издержки ложатся на государство. От действующих у нас традиций эту модель отличает то, что государство не раздает средства всем вузам понемногу, а концентрируется на проектном и целевом финансировании лучших из лучших вузов.
В континентальной Европе таких университетов немало, но наиболее показательны примеры швейцарского федерального технологического университета Цюриха и французского университета Сорбонна. Их опыт наглядно демонстрирует ориентирование на социально-экономическое развитие собственных стран, что выражается как в кастомизации подготовки кадров под потребности рынка труда, так и в абсорбции новых знаний для решения конкретных задач в экономике и социальной сфере. Они стабильно входят в мировые рейтинги лучших вузов планеты и закономерно улучшают свои позиции в них за счет успешной исследовательской деятельности. В частности, главная технологическая школа Швейцарии сосредоточена на исследованиях в области гражданского строительства, водных ресурсов, инженерии и экологии, автоматизации и управлении. Сорбонна же славится новаторскими междисциплинарными исследованиями и разработкой инноваций в различных социальных сферах.
Основной вклад в финансирование исследовательских университетов в Европе, безусловно, вносит государство, в том числе и за счет целевого грантового финансирования конкретных проектов. Но и частный бизнес не остается в стороне, выделяя стипендии и гранты на фундаментальные и прикладные исследования с целью их дальнейшей коммерциализации. В результате при многих европейских университетах созданы технопарки, одинаково необходимые как для самих ученых, заинтересованных в обкатке на практике своих разработок, так и для наукоемкого бизнеса, нуждающегося в новых технологиях и кадрах, способных их внедрять. Целевые фонды капитала, хоть так и не распространены, как в США, в европейских университетах не менее важный аспект финансирования. Например, размеры эндаументов Сорбонны и Высшей технологической школы Цюриха достигают 1,5 млрд евро каждый и предоставляют университетам широкий горизонт самостоятельности в выборе материально-технической базы и направлений для собственных исследований, а также привлечения лучших ученых и специалистов со всего мира. При средней доходности в 10% каждый из них ежегодно на собственное развитие самостоятельно зарабатывает несколько миллионов долларов.
По сути, смешанная модель финансирования европейских исследовательских университетов чем-то напоминает хорошо известный в Казахстане механизм государственно-частного партнерства только в условиях жесточайшей конкуренции. Но с учетом того, что уже в этом году казахстанское министерство науки и высшего образования планирует запустить инициативы академического превосходства в высшем образовании, что означает выделение определенным университетам в разы больше обычного финансирования, опыт работы в таких условиях зарубежных вузов как нельзя востребован. Ведь именно сейчас должен выкристаллизоваться перечень поистине достойных вузов, способных не на словах, а на деле стать базисом отрасли экономики знаний, умеющих не только эффективно осваивать выделяемое финансирование, но и самостоятельно зарабатывать с тем, чтобы в перспективе, как некоторые университеты Бельгии или Нидерландов, войти в капитал частных компаний или стать их подразделениями на правах филиала. А таковых у нас, кроме уже упомянутого Назарбаев университета, на исследовательскую деятельность которого его эндаумент-фонд, ежегодно направляет порядка 7 млрд тенге в виде полученного от коммерческой деятельности инвестиционного дохода, увы, больше нет.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.