Как целевые фонды помогают развивать сферу образования
Совокупный размер эндаумент-фондов более 800 университетов и колледжей США приближается к 1 трлн долларовОтечественную систему высшего образования довольно часто критикуют как эксперты, так и рядовые казахстанцы. В большинстве своем – справедливо. Несмотря на многие положительные факторы, привнесенные реформами последних лет, та траектория, по которой происходит ее развитие, весьма и весьма отдаленно напоминает контуры мировой образовательной архитектуры. Причина довольно прозаична – казахстанское образование пока не может вырваться из финансовой ловушки еще советского периода, поскольку его основным инвестором по-прежнему остается государство с весьма ограниченным бюджетом на социальное развитие.
В странах с передовыми системами образования кардинально противоположная картина. Там образовательные учреждения не просто обладают финансовой самостоятельностью, а имеют собственные бюджеты развития, сопоставимые по размеру с бюджетами африканских и некоторых латиноамериканских стран. Гарвард, Йель, Принстон, Стэнфорд. Эти вузы известны во всем мире и по праву считаются лидерами мирового образовательного процесса. Они реализуют уникальные проекты и программы, совершают научные прорывы, привлекают для работы в свои альма-матер лучшие умы со всей планеты. И все это благодаря тому, что каждый из них имеет собственный, сформированный за счет пожертвований, целевой капитал – так называемый эндаумент. Он не расходуется, а накапливается и затем инвестируется в стабильные и доходные финансовые инструменты, для чего создаются специальный фонд, аккумулирующий средства доноров, и компания, занимающаяся реализацией инвестиционной стратегии фонда. При этом на развитие образовательных организаций направляется исключительно инвестиционный доход. Сам же целевой капитал остается неприкасаемым, являясь лишь источником получения стабильного дохода.
Наглядно то, как эндаумент превращается в реальный рыночный механизм финансирования значимых социальных проектов, иллюстрирует опыт США, где целевые фонды в сфере образования стали внедряться первыми в мире. С каждым годом эта система в преломлении к сфере получения и распространения знаний демонстрируют все большую эффективность, открывая новые возможности для американской системы образования.
К примеру, капитал, аккумулированный в эндаумент-фонде Гарварда, на сегодняшний день превышает 50 млрд долларов. Размеры целевых капиталов Йеля, Принстона, Стэнфорда составляют порядка 30-40 млрд долларов. Эти средства инвестируются в ценные бумаги как внутри США, так и за рубежом, в облигации и денежный рынок, в венчурный капитал. Не исключением являются инвестиции в природные ресурсы, недвижимость. В числе практикуемых альтернативных механизмов также распространены стратегии LBO, заключающиеся в покупке контрольных пакетов акций компаний с привлечением заемных средств. Такие подходы дают университетам независимый и стабильный источник финансирования, что, в свою очередь, позволяет образовательной системе США десятилетия занимать самые высокие строчки в рейтинге лучших образовательных систем мира, постоянно актуализироваться, самосовершенствоваться и формировать новые тренды.
Совокупный размер эндаумент-фондов более 800 университетов и колледжей США: цифра стремительно приближается к 1 трлн долларов. В среднем доходность каждого из них составляет порядка 10-35% в год, что позволяет университетам как минимум на треть перекрывать собственные операционные расходы. Как правило, половина дивидендов направляется на обеспечение функционирования образовательных организаций, в первую очередь, на зарплаты сотрудникам, оплату коммунальных услуг, содержание музеев и библиотек, внедрение новых образовательных программ, проведение серьезных научных исследований. Немаловажным является и социальная миссия, которая заключается в реализации программ финансовой помощи, дающих возможность принимать способных студентов, независимо от уровня их платежеспособности. Вторая половина полученного инвестиционного дохода традиционно направляется на пополнение самого эндаумента и его защиту от обесценивания, вызванного инфляцией.
Для казахстанской системы образования, испытывающей массу проблем, начиная от невысоких окладов преподавательского состава и заканчивая отсутствием элементарных «благ» в виде кампусов и общежитий, стимулирование развития эндаументов может стать выходом из социального тупика и даже своеобразной точкой роста в системе формирования общественных благ, к которым, безусловно, относится качественное и доступное образование. Как показывает международный опыт в целом и пример США в частности, только диверсификация источников финансирования отечественных вузов позволит казахстанскому образованию обеспечить себе долгосрочный экономический рост и конкурентоспособность на мировой арене. Кроме того, при такой модели будет ослаблена нагрузка на бюджет, позволив государству высвободить серьезные средства на решение множества других актуальных задач, в первую очередь, социальных.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.