В сенате одобрена ратификация договора РК с Францией о взаимной правовой помощи
В его рамках страны смогут делать запросы на оказание содействия при расследованияхДепутаты сената в четверг, 9 февраля, на пленарном заседании палаты одобрили закон «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Французской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам», принятый мажилисом, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как рассказал, представляя законопроект депутатам, заместитель генерального прокурора РК Асет Чиндалиев, генеральная прокуратура осуществляет ряд компетенций в международной сфере в соответствии с новым конституционным законом «О прокуратуре».
Одна из них - заключение международных договоров об уголовно-правовых отношениях с другими государствами. Они охватывают три области: оказание правовой помощи по уголовным делам, задержание лица, совершившего преступление и скрывающегося в другой стране, и передача осужденных за рубежом для отбывания наказания в своей стране.
«На сегодняшний день Казахстан заключил 72 двусторонних соглашения с 34 государствами в уголовно-правовой сфере. Из них с 16 европейскими странами было заключено 35 договоров. Среди них – Великобритания, Испания, Монако, Венгрия и другие страны. Подписаны 29 договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам и 21 договор о выдаче скрывающегося лица. Что касается договора о передаче осужденных – то такие соглашения заключены с 22 странами», - пояснил Асет Чиндалиев.
При заключении международных договоров Казахстан отдает приоритет странам с развитыми туристическими и экономическими взаимоотношениями.
«Сегодня мы предлагаем вам ратифицировать договор о правовой помощи между Казахстаном и Францией. После вступления договора в силу стороны обязаны исполнять запросы о правовой помощи, направленной друг другу. В случае отказа от исполнения необходимо предоставить письменно обоснованный ответ. Кроме того, страна, которая вызывает свидетелей-экспертов из одной страны в другую в связи с расследованием дела, имеет иммунитет по уголовному преследованию. И эти требования являются главным отличием законов об оказании правовой помощи по взаимному доверию», - подчеркнул заместитель генпрокурора.
Договор регулирует основания и порядок оказания взаимной правовой помощи, пути их осуществления, вызова свидетелей, экспертов и обвиняемого на допросы, временное изъятие лиц, содержащихся под стражей, и другие вопросы.
«В частности, запрос включает в себя конфискацию предметов, обыск, проведение экспертизы, определение счетов в банке, допрос свидетелей, экспертов и обвиняемого, обмен информацией и другие следственные действия. Например, в случае необходимости проведения обыска во Франции наш правоохранительный орган направляет запрос. К нему прилагается постановление, санкционированное следственным судом. Следственный орган Франции проводит обыск на основании своего национального законодательства, результаты которого сообщает нам», - пояснил представитель надзорного органа.
В том же порядке запросы, поступившие из Франции, выполняются следственными органами Казахстана. В том числе постановление, санкционированное французским судом, подтверждается следственным судом Казахстана. Такие условия позволяют обеспечить полноту расследования.
«В договоре также закреплены основания для отказа о предоставлении правовой помощи. А именно, правовая помощь не предоставляется, если создает угрозу суверенитету, безопасности страны и общественному порядку, относится к полу, национальности, религии, политическому или идеологическим убеждениям человека или носит политический характер, истек срок давности и если исполнение запроса противоречит законодательству страны», - отметил Асет Чиндалиев.
Как указывается в заключении комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам, основной целью закона является оказание максимальной и взаимной правовой помощи в процедурах, касающихся уголовных правонарушений, повышение эффективности сотрудничества обеих стран в борьбе с преступностью.
Принятие закона не потребует дополнительного выделения средств из республиканского бюджета.