Какие коррупционные риски выявили в работе КТЖ
За пять лет зарегистрировано 136 уголовных дел в отношении должностных лиц компанииНа совещании с участием представителей «Қазақстан темір
жолы», НПП «Атамекен», членов Общественного совета и грузоотправителей
Антикоррупционная служба озвучила выявленные коррупционные риски в
деятельности КТЖ, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу Антикора.
Они связаны с административными барьерами и коррупционными схемами при подаче вагонов, отсутствием должной цифровизации, прямым контактом железнодорожников с предпринимателями, предоставлением заявок в бумажной форме и др. Выявленные коррупционные риски подтверждаются и уголовной статистикой. За последние 5 лет зарегистрировано 136 уголовных дел в отношении должностных лиц КТЖ и его подведомственных организаций. По ним осуждено 52 человека. Большинство преступлений приходятся на факты взяточничества (70%) и хищения (13%), и в основном они связаны с получением незаконных вознаграждений при подписании актов выполненных работ, приемом на работу и переводами по службе, а также ускоренной и беспрепятственной подачей вагонов и тепловозов для перевозки грузов.
Первый заместитель председателя агентства Дмитрий Малахов отметил, что согласно проведенному анализу, в отдельных подразделениях КТЖ созданы коррупционные схемы по манипуляции с вагонами. Из-за искусственных барьеров и непрозрачной процедуры их распределения бизнесмены вынуждены неформально решать свои вопросы за деньги.
«На деле получается так – кто дает взятку, тот своевременно отправляет свой груз. Все эти проблемы подтверждаются не только доводами предпринимателей, но и конкретными материалами уголовных дел. Буквально недавно осуждены руководители подразделения КТЖ по Костанайской области, которые организовали преступную схему по подаче вагонов за незаконные вознаграждения», – подчеркнул Дмитрий Малахов.
По уголовному делу в отношении экс-главы костанайского филиала «Казтеміртранс» Беркута Усабекова обнаружено, что непрозрачные процессы позволяли ему самовольно решать вопрос по предоставлению вагонов или отказывать предпринимателям. Предприниматели, интересы которых лоббировал Беркут Усабеков, в течение суток получали свои вагоны даже в период их дефицита, когда другим приходилось ждать своей очереди неделями.
Дмитрий Малахов напомнил, что Беркут Усабеков за совершенные преступления приговорен к 6 годам лишения свободы, а фирме-взяткодателю вынесен штраф в размере 24 млн тенге.
По итогам совещания Дмитрий Малахов отметил, что озвученные рекомендации будут находиться на строгом контроле Антикоррупционной службы и призвал КТЖ незамедлительно приступить к решению этих проблем.