Акан Сатаев о ситуации на Казахфильме: Воровство, кумовство, непрофессионализм
За 30 лет киностудия выпустила 600 картин, но в прокат вышли только 52На расширенном заседании коллегии Министерства культуры и спорта РК обсудили развитие кинематографа в стране и, в частности, ситуацию на студии «Казахфильм». Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Здесь много проблем. Я могу только один факт назвать. За 30 лет «Казахфильм» выпустил 600 кинокартин, а в прокат вышли 52 фильма - это 8%, - сказал глава ведомства Даурен Абаев. - Проблема и в том, что где-то несоблюдение авторских прав, где-то технических требований. Я сейчас не буду говорить, сколько фильмов окупились. Если я скажу, то из всей коллегии запомнится только эта цифра. Я не хочу сейчас говорить об этом, но это наша правда. И мы должны проблему поднять, проанализировать и исправлять эту ситуацию».
По мнению министра, продвигать идеологию нужно не только через уникальный продукт. Необходим массовый кинопродукт с правильным смысловым посылом. Также глава ведомства отметил отсутствие новых казахстанских фильмов для детей:
«В год ребенка этот вопрос, конечно, приобретает актуальность. Комитету культуры вместе с «Казахфильмом» и Государственным центром поддержки национального кино соответствующие выводы нужно сделать и акценты подкорректировать».
Подробнее о состоянии дел на киностудии «Казахфильм» рассказал ее руководитель Акан Сатаев.
«Полтора года назад я пришел к руководству нашей с вами студии «Казахфильм». Говорю «нашей с вами», так как это не моя личная студия, это национальная студия, достояние нашей культуры, нашего кинематографа. Все вы знаете, какое наследие «Казахфильм» несет в себе, буквально вчера был день рождения Шакена Айманова», - напомнил он.
Однако, «наряду с золотым наследием студия имеет и проблемное наследие», отметил Акан Сатаев.
«Это снаружи «Казахфильм» вызывает самые теплые и положительные эмоции, некую волшебную ауру. Но как только вы переступаете порог студии, заглянете в помещения, подвалы, так скажем, в реалии, вы начинаете понимать, как запущена вся материально-хозяйственная часть. С 70-х годов прошлого века, с момента своей постройки, не менялись инженерные сети. Стены, трубы и провода просто гниют. А копнув чуть глубже, так скажем, в административно-творческую часть, становится еще грустнее: воровство, кумовство, непрофессионализм, бюрократия в плохом понимании, абсолютная оторванность от реалий рынка. И, как следствие, неэффективная трата госденег», - сказал глава киностудии.
Выпущенные киностудией фильмы проваливаются в прокате, а затем пылятся на полках, продолжил Акан Сатаев:
«Международные продажи также затруднены, так как элементарно почти у всего контента киностудии, это около 500 наименований, технические проблемы и проблемы с авторскими правами третьих лиц. Наш юридический отдел сейчас очищает все это. Но на это потребуются, наверно, десятилетия. Потому что элементарно люди не отдавали отчет в том, что, допустим, в кино звучит композиция The Beatles. И никто не думал, что, оказывается, надо правообладателям платить».
По словам Акана Сатаева, накопленный объем проблем не позволяет решить все за год или два, потребуется больше времени.
«Только по возврату земли тех проблемных пяти гектаров, которые странным образом отошли в город, уже год пишем письма. Даурен Аскарбекович, я хотел бы обратить особо ваше внимание на эти пять гектаров земли – это такая глобальная проблема, - обратился Акан Сатаев к министру культуры и спорта. - Фильмы, которые были в производстве на тот момент, когда мы пришли, опять в большинстве своем лягут на полку. К сожалению, я как руководитель киностудии никогда не критиковал своих коллег до руководства (киностудией - ред.), но тут вынужден это делать. Это, наверно, немного субъективно будет, но я считаю, что у них очень слабый творческий и коммерческий потенциал. Мы не могли остановить их производство и вынуждены были завершать».
Сегодня киностудия зарабатывает на производстве своих картин и получает общестудийные отчисления, добавил руководитель «Казахфильма».
«Так не должно быть. Киностудия должна зарабатывать не на производстве, а на продаже своих картин, снимать фильмы, львиная доля которых будет клиентоориентированной. За счет продаж и расширения географии экспорта запускать новые проекты и тем самым набирать оборотную массу. Безусловно, при этом студия должна предоставлять в аренду всю необходимую на рынке съемочную технику и спецоборудование», - считает он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.