Как железнодорожная отрасль способствует развитию экономики
В секторе занят каждый сотый житель страныЖелезнодорожная отрасль Казахстана – это тысячи километров сетевой инфраструктуры и миллиарды долларов от грузооборота. От железной дороги зависят ресурсодобывающие компании и машиностроительные заводы. Каждый сотый житель Казахстана занят в этой отрасли. Например, только в АО «НК «ҚТЖ» работает 119 тыс. человек. Это обязывает оператора обеспечивать работникам и их семьям социальные гарантии и рассматривать их как часть корпоративной культуры и социальной ответственности. Все это делает ж/д сегмент экономики критически значимым для социальной стабильности как отдельных регионов, так и страны в целом.
Так, в «ҚТЖ» была разработана система прямой социальной поддержки сотрудников,
которая стала примером для других предприятий отрасли. Основой стала программа по приобретению жилья в
рассрочку. Одной из статей социальных расходов в «ҚТЖ» является медицинская помощь сотрудникам с профзаболеваниями и жертвам несчастных
случаев на работе. Оператор выделяет средства на летний отдых и
оздоровление детей работников. В
социальные заслуги «ҚТЖ» можно занести и программы обучения и
переподготовки сотрудников: HR-академия предлагает
востребованные курсы по повышению квалификации.
Опосредованное влияние железной дороги на социальную сферу не менее значимо: доходы от транзита, внутреннего грузооборота и пассажирооборота превышают 2 млрд долларов в год. В Казахстане 60% грузовых и 50% пассажирских перевозок осуществляются по железной дороге. Это позволяет сделать значительный вклад в социальную стабильность страны.
С одной стороны, развитие железнодорожной промышленности помогает создавать рабочие места и гарантирует социальное обеспечение ее работникам. С другой - снижает амортизационные расходы на эксплуатацию путевой инфраструктуры и подвижного состава, оставляет в стране деньги за счет импортозамещения, что серьезно отражается на экономических возможностях осуществления социальных проектов.
До 2010 года Казахстан был нетто-импортером продукции железнодорожной отрасли. Создание в последнее десятилетие новых предприятий позволило удовлетворить запросы внутреннего рынка. Таким образом, для финансирования социальной сферы освободилось около 25% от средств, которые затрачивались на закупку импортных комплектующих и техники. С нуля было создано 200 предприятий, появилось свыше 12 тыс. рабочих мест. Например, ТОО «Актюбинский рельсобалочный завод» и промышленный железнодорожный кластер Railways Systems KZ, в который входят такие гиганты, как ТОО «Проммашкомплект», ТОО «ПРОММАШ.KZ», ТОО «R.W.S. Wheelset» и др. Инвестиции и прибыль от этих предприятий способствовали оздоровлению экономики регионов и создали более 3000 рабочих мест.
Кроме того, одной из самых высоких остается зарплата работников промышленного сектора. Например, средняя зарплата в ТОО «Проммашкомплект» составляет 300 000 тенге. Это способствует росту покупательской способности и косвенных налоговых отчислений, из которых финансируется социальная сфера. На предприятии создан собственный учебный комбинат, дополнительно сотрудников обучают в ПГУ, КарГУ, Усть-Каменогорском университете. Для улучшения жилищных условий проведена реконструкция двух многоквартирных домов, в которые заселили семьи нуждающихся специалистов. Также на заводах кластера предусмотрены пособия при рождении детей.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.