Как кикшеринг сделать безопасным
Об этом говорили участники панельной дискуссии по вопросам развития микромобильного транспортаВ Алматы 25 ноября состоялась панельная дискуссия «Развитие микромобильного транспорта: проблемы и перспективы». На встречу были приглашены владельцы кикшеринга, инвесторы, представители органов государственного управления в области транспорта, специалисты по урбанистике, экоактивисты.
Летом 2021 года в Алматы по инициативе основателя кикшеринговой компании Jet Мейрамбека Абелкасова была создана «Ассоциация экологичного транспорта», в которую вошли основные игроки рынка - компании, предоставляющие сервис по аренде самокатов и велосипедов. Ассоциацию возглавил сооснователь Jet Серик Успанов.
«Конкурентов заставила объединиться нерешаемая уже долгое время проблема: водители самокатов, число которых стремительно растет, остаются на дорогах Казахстана вне закона. В среднем с 2017 года европейские страны и США принимают вызовы революции микромобильности и меняют правила дорожного движения и нормативы для частных владельцев самокатов и кикшеринговых компаний, выводя данный бизнес из "серой зоны". В Казахстане статус водителя самоката до сих пор фактически не определен, а на тротуарах царит хаос, растет взаимное недовольство всех участников дорожного движения. "Ассоциация экологичного транспорта" поставила своей целью создать рабочую группу и добиться принятия поправок к закону к началу нового сезона - к марту 2022 года», - говорится в сообщении Ассоциации.
Еще одна серьезная проблема – это отсутствие культуры вождения со стороны владельцев и арендаторов микромобильных средств и пешеходов. И здесь, как подчеркнули руководители Ассоциации, требуется содействие всех участников движения и большая работа СМИ. Третий вопрос, который подняли владельцы кикшерингов – инвестиционная привлекательность индустрии. Сегодня пошлины на экологичный транспорт непомерно высоки, а из-за отсутствия нормативно-правовой базы инвесторы с опаской вкладывают деньги в этот привлекательный сектор зеленой экономики. Уальтернативного транспорта сейчас нет условий для развития, говорит Мейрам Абелкасов.
«Здесь мега важно, как реагирует государство. Я запустил шеринг самокатов в шести странах мира. Это 14 городов, в которых люди постепенно отказываются от автомобилей в пользу микромобильного транспорта, так как это удобнее, дешевле и быстрее. И я вижу, как это направление развивается там, где для этого создаются условия со стороны властей и там, где эти вопросы решаются медленно и с трудом», - отметил он.
Владельцы сервисов проката микромобильного транспорта считают, что необходимо дать четкое определение средствам микромобильности, их техническим параметрам.
«Средство индивидуальной мобильности - это ролики, самокаты, сигвеи, моноколеса, но никак не мопеды. Водители мопедов пользуются отсутствием норм и ездят по велодорожкам. Это сильно портит репутацию тротуарного микротранспорта, потому что обывателю часто все равно – самокат или мопед мешает ему на дороге. А разница большая. И потому очень важно еще и ограничение по весу транспортного средства – это до 35-40 килограммов обычно в мире. Более тяжелому транспорту, конечно, не место рядом с пешеходами», - разъяснил Серик Успанов, президент «Ассоциации экологичного транспорта».
Также заявляют о том, что очень важно законодательно ограничить скорость для самокатов до 25-ти км/ч, чтобы снизить вероятность ДТП с участием микромобильного транспорта.
«С нашими шеринговыми самокатами такой проблемы нет, на них установлены GPS-датчики, большую скорость в пешеходных зонах развить просто невозможно. Владельцев частных самокатов никто не контролирует, они вне закона, и здесь нужны правила. Потому что самокаты на низкой скорости не представляют такой критической опасности. Могу обнародовать наши цифры, по шеринговой компании Jet: за весну-осень 2021 года на 1 200 000 поездок зарегистрировано всего 18 происшествий. То есть, примерно 66 тысяч поездок и всего лишь одно происшествие. В основном люди получали различные травмы ног. Только два инцидента были связаны с серьезными травмами, и оба - потому, что на самокатах двигались сразу по два человека, что правилами категорически запрещено», - уверяет Серик Успанов.
По словам предпринимателей, отсутствие нормативно-правовой базы не дает развиваться бизнесу. Вопросы развития кикшеринга, развития альтернативного транспорта также прокомментировал заместитель директора представительства ЕБРР в Казахстане Бахтиер Файзиев.
«Цель банка ЕБРР – идти в ногу со временем, с теми декларациями, которые принимаются в мире. Поэтому наш фокус – на развитие электротранспорта. Это наш приоритет. Мы сейчас завершаем проект по модернизации сетей и троллейбусного парка в Алматы. Здесь пора менять подвижной состав на троллейбусы с большим автономным ходом, чтобы у него было больше гибкости. Мы с большим интересом смотрим в сторону микромобильности, ведь кикшеринг получил большой импульс развития во всем мире. И здесь, в Казахстане, с надеждой смотрим на совершенствование нормативно-правовой базы для данного бизнеса, чтобы иметь возможность финансировать этот сектор», - сказал Бахтиер Файзиев.
Представители Ассоциации заявили, что открыты к сотрудничеству с городскими властями, готовы делиться статистикой, чтобы данная информация учитывалась при планировании новых районов и реконструкции старых..
«Самокат хорошо закрывает вопрос "последней мили", когда человеку в условиях мегаполиса нужно добраться от дома до метро, на расстояния от километра до 5-ти км. Наша ассоциация экологичного транспорта включает все 3 кикшеринговые компании, представленные в Алматы. Мы накапливаем огромный объем данных – в каких точках больше всего спрос на закрытие "последней мили", какие маршруты наиболее востребованы. Мы готовы делиться этими данными с государственными органами, чтобы они учитывались при планировании города, чтобы микромобильный транспорт гармонично интегрировался в городскую систему, в конечном счете приводя к главному – комфортному передвижению», - сказал Серик Успанов.
Директор палаты предпринимателей Атамекен Айтуар Кошмамбетов добавил, что важно нормативную базу построить так, чтобы она в дальнейшем стимулировала рост таких компаний.
«Сейчас роль кикшерингового бизнеса не только в том, чтобы дать кому-то самокат как транспорт или развлечение, это влечет за собой другой бизнес. Ту же самую доставку, когда сервисы доставки используют чаще всего велосипеды и самокаты. Нам нужна нормативная база, которая четко регулировала бы возраст, скорость, допустимую проезжую часть. Сегодня Атамекен готов поддержать любые инициативы в этой области, особенно, если они будут масштабными – в целом от отрасли, от общества. А мы поможем поднять их до необходимого уровня – до государства и правительства, поможем получить поддержку, у нас для этого есть механизмы и инструменты», - прокомментировал Айтуар Кошмамбетов.
По итогам встречи под эгидой «Ассоциации экологичного транспорта» создана рабочая группа, в которую могут войти все желающие.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.