Нацбанк о настроениях на финансовых рынках в начале года и «вакционализме»
Необходимости в проведении интервенций у Национального банка в январе не возникало, отметила Алия МолдабековаНачало вакцинации вселяет определенную надежду на разрешение ситуации с COVID-19. Вместе с тем более быстро распространяющийся штамм коронавируса усилил опасения по поводу темпов восстановления мировой экономики из-за новых локдаунов. Как повлияла ситуация с пандемией в январе на внутренний валютный рынок и как это отразилось на международных резервах, рассказала в очередном интервью заместитель председателя Национального банка РК Алия Молдабекова.
- Алия Мейрбековна, как складывалась ситуация на внешних рынках в январе?
- Динамика мировых финансовых рынков в прошедшем месяце была разноплановой. В первые две декады января наблюдался рост фондовых индексов на фоне перспектив принятия очередного пакета стимулирования экономики США и снижения индекса доллара в связи с ростом инфляционных ожиданий, комментариев регулятора о перспективах сохранения низких ставок. На сырьевых рынках в начале месяца также наблюдалась позитивная динамика. 5 января страны-участники ОПЕК+ достигли компромиссного решения по сокращению добычи нефти. Саудовская Аравия объявила о добровольном снижении добычи на 1 млн баррелей в сутки в феврале и марте, что также оказало поддержку рынку нефти. Цены на черное золото впервые достигли уровней, которые мы наблюдали до пандемии, и взобрались выше 57 долларов за баррель.
Однако последняя неделя месяца отметилась всплеском волатильности на фондовых рынках в результате спекулятивных сделок непрофессиональных трейдеров по ряду компаний, таких как GameStop. Индекс волатильности фондового рынка США вырос на 11 процентных пунктов, с 22 до 33%. Кроме того, пессимизм на рынке был вызван ухудшением прогнозов по срокам вакцинации и неравномерности распространения вакцин. Высокая заболеваемость COVID-19 в мире все еще остается главным фактором волатильности. По итогам января снижение индекса S&P 500 составило 1,1%.
Несмотря на то что рост цен на нефть марки Brent за месяц составил почти 8% на фоне согласованных ограничений по добыче, темпы восстановления спроса на углеводороды вызывали объективные сомнения. К примеру, данные по автомобильным перевозкам в Китае показали снижение до уровней периода жестких карантинных мер в марте 2020 года.
- Как повлияла ситуация на внешних рынках на нацвалюту?
- Динамика курса тенге в январе соответствовала трендам на мировых рынках. Активный рост цен на нефть и глобальное ослабление курса доллара в начале месяца обусловили укрепление тенге до отметки 418,94. Большую часть месяца обменный курс формировался в узком диапазоне 418,4-420,8.
К концу месяца произошло ослабление тенге до 424,2 или на 0,8% с начала года на фоне глобального бегства инвесторов от риска, укрепления курса доллара США и падения фондовых индексов. Валюты большинства развивающихся стран также показали отрицательную динамику за месяц: бразильский реал ослаб на 5,4%, мексиканское песо - на 3,3%, южноафриканский ранд - на 3,2%, российский рубль - на 2,5%.
Общий объем торгов на Казахстанской фондовой бирже снизился до 2,2 млрд долларов США в январе 2021 года против 2,5 млрд долларов США в декабре 2020 года.
В целом рынок формировался под влиянием фундаментальных факторов. На этом фоне необходимости в проведении интервенций у Национального банка не возникало.
Некоторую поддержку национальной валюте оказывали продажи валюты из Национального фонда в рамках обеспечения трансфертов в бюджет, объем этих продаж составил 720 млн долларов США, а также продажи валютной выручки субъектами квазигосударственного сектора в размере 206 млн долларов США.
- Может ли нынешняя нестабильная геополитическая ситуация на постсоветском пространстве, в частности в России, оказать влияние на местный валютный рынок?
- Мы уже говорили, что взаимосвязь между курсом тенге и рубля определенно присутствует, хоть и не является линейной. Санкционные риски, с которыми на текущий момент столкнулась Россия, являются специфическими и не имеют прямого влияния на локальный валютный рынок. Однако при сохраняющемся ухудшении санкционной риторики ослабление рубля – валюты одного из основных партнеров Казахстана, может негативно сказаться на курсе тенге.
Необходимо отметить, что в случае дополнительного оттока портфельных инвесторов с российского рынка часть нерезидентов придут на долговой рынок Казахстана. По итогам января мы уже заметили приток иностранных инвесторов. Объем нерезидентов в ГЦБ РК вырос на 191 млрд и достиг 604 млрд тенге (1,4 млрд долларов США). Международные аналитики продолжают позитивно оценивать долговой и валютный рыноки Казахстана и дают рекомендации к покупке активов в национальной валюте, отмечая привлекательность ставок и улучшение внешнего фона для тенге.
- Что происходило с золотовалютными резервами в течение января?
- Золотовалютные резервы на конец января, по предварительным данным, составили 35,6 млрд долларов США, практически не изменившись с начала года.
При этом активы в свободно конвертируемой валюте выросли за счет притока средств от займа Азиатского банка развития в эквиваленте 0,9 млрд долларов США. Влияние данного фактора было нивелировано выплатой внешнего долга в размере порядка 100 млн долларов США и снижением средств банков второго уровня со счетов в Национальном банке почти на 500 млн долларов США. Отток средств БВУ со счетов в Национальном банке в основном связан с исполнением обязательств по погашению валютных облигаций одного из банков второго уровня.
Портфель золота снизился на 0,3 млрд долларов США, что произошло на фоне снижения цен на драгметалл с начала года с 1891 до 1853 долларов США за унцию или на 2%. Успехи в разработке вакцин и восстановление деловой активности являются одними из основными причин падения цен на золото как на защитный актив.
- Какова динамика и какие факторы повлияли на размер активов Национального фонда в январе?
- По предварительным данным, на конец января валютные активы Национального фонда составили 57,7 млрд долларов США, снизившись с начала года на 1 млрд долларов США.
Основной причиной снижения объема Нацфонда было выделение трансфертов в бюджет, объем которых составил 381 млрд тенге (эквивалент 900 млн долларов США). Как я уже отметила, для этих целей на валютном рынке было продано 720 млн долларов США, что эквивалентно порядка 300 млрд тенге, а оставшаяся часть трансфертов была осуществлена за счет остатков на тенговом счете, которые сформировались в основном благодаря поступлениям в Нацфонд в последние два месяца 2020 года.
По итогам января инвестиционный доход Национального фонда сложился отрицательным и составил (-) 340 млн долларов США или (-)0,6%. Из них около 150 млн долларов США приходится на снижение портфеля акций и 140 млн долларов США на снижение портфеля облигаций развитых стран. Основными причинами стали падение глобального индекса акций развитых стран MSCI World за январь на 1% и отрицательная доходность по индексу облигаций развитых стран (-) 0,43%.
Уже в начале февраля наблюдалось восстановление рынка акций, и за первые 5 дней февраля инвестиционный доход Нацфонда составил 440 млн долларов США, отыграв падение в январе.
- И традиционный, завершающий вопрос: какие факторы будут определять настроение и динамику рынков в ближайшее время?
- Темпы восстановления мировой экономики напрямую продолжают зависеть от ситуации с коронавирусом. Несмотря на оптимизм, связанный с вакцинацией, и, в целом, положительными данными об эффективности вакцин, остается целый ряд факторов риска: появление новых, более заразных штаммов вируса, медленные темпы вакцинации, трудности с поставками и производством вакцин и так называемый «вакционализм». Всемирная организация здравоохранения обвиняет некоторые развитые страны в скупке большей части поставок вакцин, что в разы превышает численность их населения, предупреждая, что из-за таких действий самые бедные страны могут остаться без доступа к вакцинам вообще.
Проблемы доступности вакцин и большая разница в темпах вакцинации приводят к ее неравномерности: к примеру, Израиль уже провакцинировал одной и более доз вакцин 60% своего населения, Великобритания - почти 19%, США - более 12%, тогда как в Индии данный показатель значительно ниже, он составляет менее 1%. Ускорение темпов вакцинации и повышение доступности вакцин для развивающихся стран в целях приобретения коллективного иммунитета является необходимым условием для постепенного снятия ограничительных мер.
Ситуация на рынке нефти улучшается, с начала февраля цена на черное золото марки Brent выросла с 55,9 до 59,8 долл. США, или почти на 7%. Однако спрос на нефтепродукты восстанавливается медленно, так как до восстановления авиасообщения и автомобильных поездок еще далеко. Поэтому дисциплина по добыче нефти среди стран-участниц ОПЕК+ все еще крайне важна для ценообразования. Некоординированный рост добычи производителями может быстро привести к избытку нефти на фоне слабого восстановления спроса.
Поддержку финансовым рынкам продолжает оказывать ультрамягкая политика центробанков. Преждевременное сворачивание стимулов ЦБ или правительствами крупных стран может оказать серьезное влияние на все еще хрупкое восстановление глобальной экономики. Напомним, что Джо Байден и подконтрольный демократам Конгресс США продвигают дополнительный фискальный пакет мер в размере 1,9 трлн долларов США. На прошлой неделе законодателями была принята бюджетная резолюция, позволяющая выполнить обещанный план Байдена в ближайшие недели без поддержки республиканцев.
Несмотря на обозначенные риски и сохраняющуюся волатильность, в целом рынки настроены позитивно, и мы наблюдаем рост фондовых индексов и цен на нефть с начала февраля. Это способствует увеличению риск-аппетита инвесторов по отношению к валютам и финансовым инструментам развивающихся рынков.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.