Кошелек в телефоне
Кому, где и почему удобно расплачиваться устройствами мобильной связиКазахстан находится на первом месте по развитию мобильной финансовой системы (МФС), или оплаты через мобильные устройства, среди стран Центральной Азии. Согласно статистике от участников рынка, мобильная коммерция в стране занимает около 20% от безналичных платежей через электронную коммерцию в Казахстане и ежемесячно проводит более 2,5 млн транзакций. Наиболее популярные сервисы – это оплата транспорта и букмекерских контор.
Высокое проникновение мобильных финансовых услуг и количество игроков на рынке директор по развитию цифровых финансовых сервисов Beeline Казахстан Сергей Головань объясняет либеральной позицией регулятора к игрокам рынка, которая сделала Казахстан офшором для финансовых технологий.
Заинтересованность государства и оператора в развитии мобильной системы действительно положительно влияет на процессы проникновения, отмечает руководитель направления мобильных финансовых сервисов Wooppay Артем Тимофеев. Например, для транспорта МФС стал одним из самых популярных. «Кроме того, связь баланса и банковской карты позволила расплачиваться в магазинах, а выплата социального пособия на баланс позволяет пользователю обойтись без открытия банковского счета», – подчеркивает эксперт.
Но именно качественному развитию мобильных финансов в Казахстане способствовали бы выдача лицензионных разрешений от регулятора по эмиссии электронных денег и карт самими платежными организациями без посредничества банков, а также прямые подключения к Казахстанскому центру межбанковских расчетов (КЦМР) для удаленной идентификации абонентов операторов мобильной связи, считает директор по развитию Цифровых финансовых сервисов Beeline Казахстан Сергей Головань. При этом организация мобильных финансов в стране должна быть обернута в лицензионные условия электронных денег. Оператор может выбрать – воспользоваться услугами сторонних платежных организаций или завести свою «дочку», с необходимой инфраструктурой на борту.
Что касается выгоды от развития МФС для операторов мобильной связи, то для них это в первую очередь новый источник дохода. На сегодня, отмечает Артем Тимофеев, люди практически не используют мобильную связь, потому что достаточно популярны видеозвонки различных мессенджеров. Они позволяют не только услышать, но и увидеть собеседника. То есть операторам нужно искать альтернативные источники дохода, которым в течение последних лет стала мобильная коммерция.
«Транзакционные сервисы – это эффективный канал привлечения новых и удержания существующих абонентов оператора мобильной связи (ОМС). Помимо этого, пользователи мобильных финансов статистически неизменно приносят больший доход (ARPU) оператору, который к тому же не так явно подвержен спадам в кризисные периоды, – отмечает Сергей Головань – При этом окупаемость МФС зависит от ее позиционирования, клиентского опыта пользования и тарифов. Лучшие практики на рынке выходят на безубыточность через 18-24 месяцев на клиентской базе более пятисот тысяч человек».
Не было бы счастья, да COVID-19 помог
Согласно данным finprom.kz, в текущем году пандемия COVID-19 положительно сказалась на развитии электронной торговли. Введение карантина способствовало увеличению популярности онлайн-покупок и проведения тех или иных платежных операций посредством интернета. За январь-апрель 2020 года объем безналичных операций в стране увеличился более чем в 2,5 раза и составил 7,4 трлн тенге (в 2019-м – 2,8 трлн тенге). При этом пять лет назад объем безналичных платежей составлял всего 234,3 млрд тенге. Кроме того, на развитие безналичных платежей значительно повлияли налаживание инфраструктуры торговых POS-терминалов, выход на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулирование банками клиентов через бонусы и кешбэки, а также активное использование безналичных способов оплаты проезда во всех видах общественного транспорта.
«Пандемия привела часть новых абонентов, которые до этого не пользовались услугами МК. Мы заметили большой рост транзакций по единому социальному платежу (ЕСП), что привело много новых уникальных клиентов, которые смогли оценить удобство оплаты и останутся с нами. Также это позволило ускорить запуск новых сервисов и услуг, один из которых – это зачисление социального пособия на баланс мобильного телефона», – говорит руководитель направления мобильных финансовых сервисов Wooppay Артем Тимофеев.
На сегодня электронная торговля является одним из приоритетных направлений экономики Казахстана, которое способствует переходу к безналичным платежам, снижению объемов теневой торговли и общему росту предпринимательства. Так, в 2019 году общий объем рынка электронной торговли РК достиг 702 млрд тенге, увеличившись в 1,8 раза по сравнению с 2018-м, а доля от общего объема розничной торговли составила 3,7% (в 2018 году – 2,9%), сравнил finprom.kz. Непосредственно на внутреннем рынке в 2019 году объем розничной торговли через интернет достиг 206,3 млрд тенге – на 42,6% больше, чем в предыдущем году. Доля в общем объеме розничной торговли увеличилась с 1,4% в 2018 году до 1,8% – в 2019-м. В свою очередь объем оптовой торговли через интернет составил 108,6 млрд тенге.
Есть спрос. Нет предложений
При этом мобильная финансовая система в Казахстане имеет более привлекательные условия для пользователей, чем в России, считают аналитики рынка. В РФ неплохо развита мобильная коммерция, но она менее привлекательная для абонентов, потому что в большинстве случаев комиссия за оплату берется именно с клиента. В Казахстане оплата большей части услуг идет без комиссии для владельцев счетов, отмечает Артем Тимофеев. В Таджикистане же, совместно с банками и электронными кошельками, только начинается зарождение мобильной коммерции.
«Развитие мобильной коммерции в Центральной Азии считается интересным, потому что ее как таковой в большинстве стран региона нет, – подчеркивает руководитель направления мобильных финансовых сервисов Wooppay. – То есть потенциальные пользователи МК – это владельцы мобильных телефонов. Для игроков рынка из Казахстана и России МК – это перспективное направление, так как рынок не освоен, но пользователи есть. Грубо говоря, спрос есть, но нет предложения. Например, один из часто используемых сервисов – это оплата проезда, и люди им охотно пользуются, если он запущен».
Несмотря на весомый рост электронной торговли в последние годы, Казахстан значительно уступает передовым странам: к примеру, в Китае доля электронной торговли составляет 23,7%, в ЕС – 14,8%, в США – 10,8%, в Южной Корее – 7,2%. В РК к 2025 году планируется увеличить долю электронной торговли от розничного товарооборота до 10%.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.