Дамир Бабаназаров: Деньги бегут в надежные активы
Глава департамента управления активами АО «Сентрас Секьюритиз» о том, как действовать во время шоковОчевидно, что ситуация на рынке инвестиций в настоящее время напрямую зависит от того, как долго продлится пандемия коронавируса, а также от цен на нефть. Однако, по мнению экспертов, на стоимость нефти давят не только торговые войны, но и экономические законы, поэтому затяжной характер этого обстоятельства может дорого обойтись ряду политических режимов. О том, как обстановка на международных фондовых рынках влияет на экономику Казахстана, а также какие ценные бумаги в настоящее время являются оптимальным выбором для инвесторов в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал директор департамента управления активами АО «Сентрас Секьюритиз» Дамир Бабаназаров.
- Дамир, опишите в общих чертах текущую ситуацию на мировых фондовых рынках и как она влияет на Казахстан?
- Реакция на рынках была паническая, как вы знаете. Уже говорилось, что нынешнее падение фондовых индексов стало одним из самых острых в истории, по крайней мере, со времен Великой депрессии. Американский рынок рухнул всего за 30 дней на 30%, что явилось самым быстрым в новой истории провалом. 23 марта индекс широкого рынка США S&P 500 достиг минимума с начала этого года – 30,75%.
Хочу пояснить, что акции 500 компаний в сумме дают около 80% рыночной капитализации рынка США, а большая часть предприятий, в числе которых Apple, ExxonMobil, Coca-Cola, получают выручку по миру. Поэтому индекс S&P 500 хорошо отражает ожидания мировой экономики и экономики Соединенных Штатов, как лидера.
Однако за последние пару недель рынок частично восстановился по мере принятия новой реальности и все большего понимания характера угрозы. Это хорошо, потому что на смену эмоциям приходит мышление: люди думают о следующем шаге и взвешивают все, что произошло. Пока нет данных о банкротствах, особенно в сфере гражданской авиации и туризма, финансов, а таковые могут появиться в течение года. Мир настроен решать проблемы и возвращаться к нормальной жизни.
Для казахстанской экономики все сложнее, она не имеет сейчас других драйверов, кроме нефти, газа, металлов. Мы помним падение цены на нефть почти на 70% в течение марта. Но даже то, что она сейчас немного восстановилась, несильно улучшает для нас перспективу. Ведь кроме того, что цены упали, важна стоимость реализации. Мало кто знает, по какой цене наша страна продает нефть, а также каково отклонение от средней рыночной стоимости, тем не менее, я уверен, что оно приличное. В то же время цены на нефть в перспективе одного года сильно пострадают от сложившегося избытка и по мере частичного торможения мировой экономики из-за карантина. А в следующие 5 лет ожидается еще большее падение спроса со стороны автотранспорта и электросетей.
Между тем ВВП Казахстана формируется благодаря вкладу многих секторов – строительства, промышленности, огромного сервисного сектора. Проблема в том, что они работают только при условии поступления нефтедолларов. Отечественную экономику в данном случае можно сравнить с музыкальным автоматом, который играет только если в него положить жетон.
У нас невысокий государственный долг, чуть более 20% от ВВП, есть около $30 млрд ЗВР и $60 млрд денег Национального фонда. При ВВП порядка $170 млрд страна может себе позволить пережить пару шоковых лет. К сожалению, мы, как граждане мира, продолжаем беднеть, казахстанская валюта теряет покупательную способность, а талантливые специалисты предпочитают покидать страну. Кроме дешевого труда нам мало что остается предложить миру.
В то же время существуют примеры Австралии, Канады, Норвегии, которые смогли построить устойчивую экономику, которая может привлекать иностранные инвестиции в свои сервисные секторы и недвижимость. Я считаю, что если мы не можем предложить рынку промышленные или цифровые товары, то должны поработать над тем, чтобы предоставить прозрачную бизнес-среду, налоговые льготы инвесторам, защиту капитала и стабильность госсистемы.
Мы получили хороший урок – неплохо иметь запасы на черный день и план «Б» для развития. Шоки могут носить укрепляющий характер, если принять их как вызов, толчок к развитию.
- Какие, на ваш взгляд, инвестиции в нынешних непредсказуемых условиях остаются наиболее привлекательными?
- Конечно же, долгосрочные. Нет таких людей, которым под силу давать хорошие краткосрочные прогнозы на регулярной основе. А вот большие сдвиги в экономике сложнее не увидеть, на них и следует зарабатывать. Вообще, покупать надо тогда, когда цены на перспективные ценные бумаги падают, как сейчас, с точки зрения логики мало смысла покупать, когда это делают все и толкают цену еще выше.
Если компания стабильна, то она выстоит в кризис и будет расти дальше, вот тогда можно подумать уже о продаже ее ценных бумаг. Для инвесторов нет лучшего инструмента, чем усредняться по мере возможностей деньгами от основной работы, накоплениями.
В свою очередь я рекомендую инвестировать в сектор солнечной энергетики, облачные компании, сервисы перевозчиков – тех, кто работает над беспилотными авто. Неплохо бы купить серебро и платину, например через ETF. Нашим гражданам жизненно необходимо иметь в кубышке иностранную валюту и акции компаний развитых стран. Живем мы в Казахстане, зарабатываем и тратим тоже здесь, никто не упрекнет нас в непатриотичности, поэтому сберегать в иностранных активах – просто-напросто практично.
- Можно ли сегодня доверять оценкам международных рейтинговых агентств?
- Я думаю, кризис, вызванный волной банкротств по ипотечным закладным в США в 2007-2008 годы, многому научил рейтинговые агентства. С тех пор они осторожнее «раздают» рейтинги.
- Растет ли сейчас спрос на государственные ценные бумаги разных стран быстрее, чем на ценные бумаги известных американских, европейских брендов? Например, IT-компаний, промышленных групп, либо банков с высокой динамикой дохода.
- Да, спрос на них растет. Как всегда, деньги бегут в надежные активы, это чаще всего государственные облигации США и Европы. Как правило, облигации прочих стран, таких как Казахстан, в такие периоды падают. Неожиданность всегда вынуждает людей сделать паузу. Тем не менее, когда мир начнет выходить из коронакризиса, ценные бумаги перспективных компаний обгонят государственные.
- В текущей ситуации, когда платежеспособность населения падает, чтобы вы рекомендовали – воздержаться от инвестиций на фондовых рынках или все-таки инвестировать, но соблюдая какой-то баланс? И как в этом случае хеджировать риски?
- Всегда надо пробовать инвестировать, однако это не всем подходит по темпераменту. Еще я бы сказал, страх и жадность – испытание для любого. Вместе с тем инвестирование открывает мир, полный цифр, отчетов компаний и аналитики. А это в свою очередь может послужить большим толчком для личностного роста, кроме того, прибыльного, если принимать долгосрочные решения и избегать рисков. Например, неправильно было бы купить на все свои сбережения акции только одной компании.
К тому же я бы добавил, что инвестировать лучше сейчас, нежели ждать, пока ситуация успокоится. Я считаю, что существует все-таки много шансов того, что такие известные мировые компании, как Google или Samsung, останутся лидерами в ближайшие 5-7 лет, и этот список можно долго продолжать.
Что касается хеджирования рисков для непрофессиональных инвесторов, то я бы посоветовал доверять управление своими активами надежным управляющим компаниям. В то же время я уверен, что всегда стоит держать 15-20% сбережений в наличности, на случай если подешевеют бумаги компании, которой вы отдали предпочтение.
- Насколько уже пострадала деятельность инвестиционных компаний? Ожидаете ли вы, что этот рынок сузится в Казахстане?
- Успешность бизнеса инвестиционных компаний зависит от юридического поля, спроса среди населения и динамики рынков. Всплеск спроса возникает при сильном росте рынков и сильном падении, как сейчас. Но, заглядывая в будущее, я скажу, что не все так хорошо: падение реальных доходов населения приведет к падению спроса на все сервисы, включая инвестиционные услуги. Это касается нас в большей степени, хотя актуально и для всего мира. Что касается сужения этого рынка в Казахстане, то здесь пока сложно давать какой-то прогноз.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.