Корпоративное управление в финансовом секторе: как измерить принципы?

Этот вопрос стал актуальным после глобального финансового кризиса и банкротства крупнейших банков

Вопросы корпоративного управления стали привлекать особое внимание после глобального финансового кризиса и банкротства крупнейших фининститутов в 2007-2008 годах, хотя корпоративные истории с Enron и WorldCom произошли гораздо раньше, еще в 2001-2002 годы.

Пристальное внимание к корпоративному управлению в банках объясняется их ролью в экономике. БВУ, выполняя ряд функций в экономике, действуют на стыке интересов государства, гражданского общества и бизнеса, и концентрация финансовых рисков у них в большей степени в сравнении с производственными компаниями. Кроме того, банки имеют возможность влиять на корпоративное управление своих заемщиков из числа юрлиц, поэтому от фининститутов ожидают, что они будут служить образцом для других компаний в вопросах внедрения более совершенных методов корпоративного управления.

В результате анализа причин и последствий кризиса были пересмотрены принципы корпоративного управления ОЭСР, которые являются общепринятым эталоном принципов корпоративного управления. Этими принципами руководствуются в том числе международные финансовые организации и регуляторы финансовых рынков.

Базельский комитет по банковскому надзору, устанавливающий международные стандарты банковского надзора, также пересмотрел свои «Принципы корпоративного управления для банков» в 2015 году. В частности, в редакции документа 2015 года уделяется большее внимание защите вкладчиков по сравнению с защитой акционеров: «Основной задачей корпоративного управления является защита интересов заинтересованных сторон с учетом их социальной значимости на постоянной основе. Для банков, обслуживающих физические лица и субъекты малого и среднего предпринимательства, интересы акционеров являются второстепенными по отношению к интересам вкладчиков».

На всех рынках корпоративное управление, обеспечивающее адекватную защиту интересов собственников банка, кредиторов и клиентов от усиления рисков и нарастания неопределенности, становится одним из решающих факторов стабильного функционирования отдельных банков, банковской системы и экономики в целом.

В Казахстане финансовый сектор сегодня является самым зарегулированным сектором экономики, в том числе в вопросах корпоративного управления. Помимо общих требований, предусмотренных законами об акционерных обществах, так же законом "О банках и банковской деятельности" и нормативными актами регулятора, установлены дополнительные требования к структуре управления, системам управления рисками, общим условиям операций, ограничениям по сделкам с лицами, связанными с банком особыми отношениями, раскрытию информации и защите прав клиентов.

При риск-ориентированном надзоре финансового рынка, который внедряется в Казахстане, в надзорной модели регулятора, используемой для оценки риск-профиля банка и соответствующих ограничений, существенную долю занимает именно оценка корпоративного управления банка. Система корпоративного управления должна обеспечивать надлежащий уровень управления рисками: систему внутреннего корпоративного управления, систему управления рисками и риск-культуру, риск-профиль, внутренние данные и отчетность, политику и практику оплаты труда. Регулятор может использовать собственное мотивированное суждение при оценке наличия и соблюдения мер по урегулированию конфликта интересов в корпоративном управлении и фактов принятия решений об осуществлении операций при наличии существенных рисков.

Аналогичные требования действуют и для других участников финансового рынка: страховых компаний, управляющих активами и брокеров.

Как финансовые организации, так и регулятор заинтересованы в качественном корпоративном управлении, поскольку оно является важным элементом устойчивости финансового сектора, и при эффективном управлении необходимость участия регулятора в деятельности финансовых институтов значительно снижается.

Таким образом, с точки зрения внешнего контроля корпоративного управления и прозрачности деятельности для регулятора и акционеров финансовый сектор по-прежнему является наиболее прогрессивным.

В то же время, с учетом полученного финансовым сектором опыта есть общее понимание, что культура корпоративного управления и социальная ответственность – это не только и не столько система внешних стимулов и формальных ограничений, сколько осознанное следование этическим принципам и лучшей практике по защите интересов всех заинтересованных сторон.

В связи с этим финансовый сектор РК активно участвует в работе Национального совета по корпоративному управлению, в задачи которого входит разработка национальных стандартов корпоративного управления, а также планирует принять Кодекс профессиональной этики на финансовом рынке, разработанный Ассоциацией финансистов Казахстана, предусматривающий дополнительные добровольные обязательства финансовых организаций по обеспечению прозрачности своей деятельности, защите прав клиентов и совместному развитию практики добросовестного поведения на рынке и добросовестной конкуренции.

Для объективной независимой оценки достигнутого организацией уровня корпоративного управления в международной практике существуют рейтинги корпоративного управления, присваиваемые международными рейтинговыми агентствами и независимыми компаниями, признаваемые и востребованные инвесторами.

В Казахстане такой практики и профессиональных компаний, имеющих достаточную квалификацию и знание казахстанского законодательства и особенностей регулирования, в частности, финансового сектора, пока нет. Тем не менее всю необходимую информацию можно получить не только на интернет-ресурсах финансовых организаций, но и на сайте Национального банка, Казахстанской фондовой биржи, Депозитария финансовой отчетности и в аналитических материалах Ассоциации финансистов Казахстана.


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤