Повысить уровень качества медицинских услуг и снизить количество поступающих жалоб поможет внедрение эффективного менеджмента. Более подробно об эффективности внедрения корпоративного менеджмента в здравоохоранение центру деловой информации Kapital.kz рассказал руководитель управления общественного здоровья Алматы Канат Тосекбаев.
- Канат Дуйсенбаевич, что такое система корпоративного менеджмента в медицинской организации?
- Под корпоративным управлением понимается совокупность процессов, обеспечивающих управление и контроль за деятельностью медицинской организации и включающих отношения между администрацией, сотрудниками, наблюдательными советами. Внедрение корпоративного менеджмента поможет улучшить качество услуг‚ повлияет на экономический рост и инвестиционную привлекательность медучреждений.
- Какова основная цель внедрения корпоративного менеджмента в государственные медицинские организации Алматы?
- Корпоративный менеджмент в первую очередь внедряется для транспарентности и прозрачности работы больниц. Это позволит снизить коррупционные правонарушения, повысить конкуренцию между медицинскими организациями, повлияет на развитие социально ориентированной отрасли здравоохранения, управляемой системы менеджмента и маркетинга, повысить качество оказания медицинских услуг и качество человеческого капитала через укрепление здоровья.
- На каком этапе сейчас находится внедрение? Что конкретно делается для развития корпоративного менеджмента? Как это поможет уменьшить количество нарушений и жалоб и повлияет ли на улучшение качества медицинских услуг?
- В первую очередь в Алматы проведена работа по переводу всех государственных медорганизаций с государственного предприятия на право хозяйственного ведения (ПХВ). Во-вторых, во всех учреждениях проводятся конкурсы среди кандидатов в члены Наблюдательных советов, в состав которых войдут независимые эксперты.
Это та часть реформы корпоративного управления в государственном секторе, которая позволит перейти от прямого управления государственными предприятиями к внедрению инструментов корпоративного управления. Отметим, что в состав предыдущих наблюдательных советов входили сами руководители предприятий и в целом аффилированные лица. Это все способствовало введению непрозрачной деятельности медучреждений.
Управлением общественного здоровья Алматы уже проведен конкурс для отбора кандидатов в члены наблюдательных советов в 15 государственных организациях здравоохранения, куда вошли 5 крупных стационаров и 10 поликлиник города. В частности, в состав совета вошли депутаты мажилиса и маслихата, представители НПО и независимых медицинских ассоциаций, представители общественных объединений и бизнес-сообществ, представители партий, блогеры, журналисты, специалисты в сфере МВА, представитель Нидерландского института маркетинга (NIMA) в РК, юристы.
Члены Наблюдательного совета имеют право вносить свои предложения и участвовать в совершенствовании системы корпоративного управления в медорганизациях, имеют возможность контролировать финансовые потоки. Сюда входит вопрос распределения спонсорской и благотворительной помощи, премирования сотрудников и многое другое, можно сказать, вся финансово-хозяйственная деятельность.
Благодаря такому составу совета в рамках транспарентности и подотчетности минимизируется коррупция, повысится конкурентоспособность предприятий, улучшится качество оказания медпомощи, уменьшатся жалобы и обращения населения, также, что немаловажно, повысится доверие граждан к госструктурам. Необходимо отметить, что аналогичная работа по конкурсу в наблюдательный совет будет проведена во всех медицинских организациях. На сегодня объявлен второй конкурс по 20 медицинским организациям.
В-третьих, в рамках дорожной карты управления Общественного здоровья Алматы по развитию системы здравоохранения и формированию качественного руководящего состава для каждого руководителя медицинских организаций утверждены 70 индикаторов KPI. Первыми руководителями подведомственных организаций подписано дополнительное соглашение по достижению запланированных индикаторов и показателей. Руководители будут нести персональную ответственность за их недостижение. В ключевые показатели результативности входят: общие индикаторы медицинских организаций; индикаторы организаций, оказывающих стационарную помощь; индикаторы для медорганизаций родовспоможения и детства, по организациям первичной медико-санитарной и консультативно-диагностической помощи; индикаторы для стационаров, организаций, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь, службы скорой медицинской помощи; по онкологическому центру; противотуберкулезной службе; медицинским организациям, оказывающим помощь при инфекционных заболеваниях, а также индикаторы оценки качества медицинских услуг. По целевым показателям первые руководители медицинских организаций будут оцениваться 2 раза в год, по итогам полугодия и года, согласно мониторингу. К тем, кто не справляется с функциональными обязанностями, будут применены соответствующие меры, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
- Что препятствует скорейшему внедрению системы?
- Внедрение корпоративного менеджмента проводится поэтапно, что занимает определенное время.