Баланс текущего счета принес приятный сюрприз
В 2018 году в стране сложился с профицитом один из ключевых показателей – баланс текущего счетаВ 2018 году, согласно предварительным данным Нацбанка, в стране сложился с профицитом один из ключевых показателей – баланс текущего счета. Это произошло впервые с 2014 года, когда были высокие среднегодовые цены на нефть.
Советник председателя Нацбанка Айдархан Кусаинов прокомментировал по просьбе делового еженедельника «Капитал.kz» то, как выглядит реальный эффективный обменный курс (РЭОК) по итогам 2018 года.
Нефть, евробонды и конкурентоспособность с импортом
Говоря о том, почему баланс впервые за длительное время оказался профицитным, хотя по итогам 10 месяцев Нацбанк прогнозировал дефицит в размере 1,2% от ВВП, притом что ноябрь и декабрь прошлого года были не лучшим периодом с точки зрения внешней конъюнктуры, эксперт отметил: во-первых, в целом прогнозы делались, исходя из консервативной оценки среднегодовой цены на нефть в $60 за баррель. Центральные банки часто осознанно консервативны при оценке потенциальных доходов, и это нормальная практика. Физический объем экспорта в прошлом году соответствовал планам. Во-вторых, прогнозы строятся на неких фундаментальных макроэкономических факторах, а такие факторы, как привлечение внешнего долга тем или иным институтом, могут оказать воздействие на платежный баланс, но сложны в прогнозировании. Так, например, Минфин РК привлек 1,5 млрд евро в ноябре 2018 года, что частично компенсировало прогнозированное снижение обязательств резидентов.
По словам Айдархан Кусаинова, интуитивно, конечно, такое размещение прогнозировалось, но оценки по балансу все-таки формируются из макропараметров. Итоги размещения принимаются больше по факту, потому что оно могло и перенестись при отсутствии аппетита в данный момент.
Что касается прогнозируемого дефицита платежного баланса на 2019 год и дефицита бюджета на будущий год, то их рост прогнозировался и ранее, и существенных пересмотров не произошло. Рост в значительной степени является следствием планируемого снижения экспорта нефти в соответствии с официальными прогнозами Минэнерго.
В своих прогнозах на 2019 год Нацбанк закладывал несколько меньший объем роста импорта, чем это могло быть при более высоких ценах на нефть. Комментируя произошедшее в 2018 году небольшое ослабление РЭОК, Айдархан Кусаинов отметил, что оно повышает конкурентоспособность казахстанских производителей, причем и на домашнем, и внешних рынках. Наибольшее влияние, происходившее в самое последнее время, – ослабление тенге к рублю и юаню – может иметь на ситуацию с потребительским рынком, так называемой «экономикой простых вещей», учитывая сохраняющуюся высокую долю российского импорта (порядка 40%) в потребительских товарах. Что касается инвестиционного и промежуточного импорта, то здесь влияние более слабого РЭОК выглядит не столь значительным. Поскольку экономика во многом разделена на две части: сырьевую и несырьевую. В настоящий момент примерно 60% добычи нефти и газа в Казахстане приходится на три крупнейших международных консорциума, и их затраты в значительной степени являются долларовыми, а расходы в тенге, связанные с зарплатами и налогами, выглядят несущественными. Необходимый импорт будет осуществляться при любом курсе тенге и ситуации с РЭОК.
Нахождение реального эффективного обменного курса на равновесных уровнях, безусловно, следствие проводимой политики свободного плавания. Сам же уровень, то есть курс тенге к любой валюте, является отражением ситуации в экономике. Попытки искусственного влияния привели бы примерно к тому же, что происходит с любым товаром при директивном ценообразовании: сначала к возникновению дефицита, а затем к резкому скачку цен, то есть к девальвации.
Не только цены, но и объемы
Аналитик «Халык Финанс» Дмитрий Шейкин в своем обзоре, посвященном впервые за 4 года достигнутому профициту текущего счета, выделил в качестве главных предпосылок повышение цен на нефть и рост физических объемов экспорта. Рекордным дефицит текущего счета – $8,9 млрд – был в 2016 году. Аналитик отмечает, что при росте котировок до среднегодовых значений в $54,7 за баррель в 2017 году негативное сальдо текущего счета сократилось до $5,4 млрд. Дальнейшее восстановление среднегодовых значений стоимости до $71,7 за баррель в 2018-м привело к формированию профицита текущего счета на уровне 925 млн. Что касается физических объемов, то, по данным, приводимым в обзоре в 2017 году, наблюдалось увеличение экспорта нефти на 10,4% год к году, до 68,7 млн тонн. А в 2018-м, по предварительным данным, объем экспорта сырой нефти вырос на 2,4% и составил 71,5 млн тонн. Поскольку в структуре экспорта доля минеральных продуктов не опускается менее 70%, а в отдельные годы доходит до 80%, как в 2013 году, становится очевидным существование «сквозного» эффекта цен на номинальную стоимость выручки от экспорта нефтепродуктов.
Что касается 2019 года, то, по оценкам Дмитрия Шейкина, прогнозные котировки цен на энергоносители на уровне $66-68 за баррель при экспорте нефти на уровне 70-72 млн тонн в год (что выглядит достаточно оптимистичным взглядом), а также политика «слабого» тенге окажут теперь поддержку текущему счету. Однако дальнейший рост дефицита счета первичных доходов (согласно статистике Нацбанка, в 2018 году доходы от прямых инвестиций на нетто-основе за исключением инвестиционного вознаграждения по активам Нацфонда сложились с дефицитом в $20,255 млрд) и расширение инвестиционного импорта в нефтегазовой отрасли в 2019 году будут оказывать давление на баланс текущих операций и препятствовать его дальнейшему улучшению.
С точки зрения РЭОК тенге никак не переоценен
Наличие в качестве главных факторов достижения профицита высокой среднегодовой цены на нефть и роста физических объемов экспорта несколько обесценивает его в качестве подтверждения эффективности проводимой денежно-кредитной политики и обоснованности курса тенге. В большей степени таким аргументом выглядит ситуация с РЭОК (реальным эффективным обменным курсом тенге). Нацбанк отмечает снижение его волатильности после перехода к режиму свободного плавания, а также близость к равновесным значениям. На основании уровня интегрированного РЭОК на конец 2018 года также никак нельзя говорить о переоцененности тенге, поскольку он по-прежнему очень далек от тех уровней, на которых происходили резкие девальвации. На декабрь 2018 года его значение составило 75,8 против 109,3 на июль 2015 года и 101,00 на январь 2014 года. Сохранение курсовой конкурентоспособности казахстанской внешней торговли, по оценкам Нацбанка, способствует тому, что «экспортный потенциал Казахстана расширяется, что отражается в росте экспорта готовых товаров на 11,7% год к году до $3,1 млрд за 11 месяцев 2018 года, с опережением роста как общего импорта (11,1%), так и импорта потребительских товаров (3,8%)».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.