Эксперты оценили предложения КМГ в адрес РД КМГ
Противоречия, логика, аргументыРД КМГ – это, по сути, основной добывающий актив «КазМунайГаза», и материнская компания имеет возможность оказывать там операционное влияние. «В остальных проектах КМГ не является оператором и получает только дивиденды. Фактически КМГ и «Разведка Добыча «КазМунайГаз» дублируют друг друга, и для повышения эффективности логично слить эти компании. Основная проблема – миноритарные акционеры», – поясняет суть происходящего вокруг двух компаний Галим Хусаинов, генеральный директор BRB INVEST.
В конце прошлой недели появилось сообщение о том, что «КазМунайГаз» предлагает внести изменения в договор о взаимоотношениях с РД КМГ и устав и сделала предложение о выкупе акций у миноритарных владельцев «Разведки Добычи». Сейчас КМГ владеет 63,65% акций своей добывающей «дочки». Низкие цены на нефть сделали очевидными системные проблемы управления РД КМГ и производственного процесса: по итогам прошлого года наличность на счетах компании сократилась на $700 млн. Для того чтобы компания снова начала приносить прибыль, проблемы необходимо устранить. Так обосновал предложения, сделанные нацкомпанией, ее глава Сауат Мынбаев.
«Естественно, сейчас и КМГ, и РД КМГ находятся не в самом лучшем финансовом положении, при их «объединении» снизятся административные расходы. Но в вопросе эффективности принятия решений, думаю, сильных изменений не произойдет, так как государство меняется на государство (90% простых акций КМГ принадлежат фонду «Самрук-Казына», 10% – Национальному банку, – прим. ред.)», – комментирует Галим Хусаинов. Единственный, по его мнению, положительный момент – сокращается бюрократия в принятии решений.
Или дешевые ГСМ, или мир с акционерами
Казахстан, продолжает тему Олжас Байдильдинов, независимый аналитик в нефтегазовой сфере, можно сказать, вновь преподнес сюрприз иностранным инвесторам: с одной стороны, у нас говорят о приватизации и необходимости привлечения иностранных инвестиций, а с другой – объявляют о намерении выкупа акций/GDR РД КМГ с бирж. «Казалось бы, это явное противоречие, но с точки зрения национальной компании и государственных интересов в этом есть логика», – комментирует эксперт, указывая на один из нюансов ситуации.
РД КМГ выполняет противоречивые функции с точки зрения публичной компании: социальные функции в виде поддержки отечественной экономики при «декларировании» целей роста стоимости/капитализации и дивидендов для акционеров. «Осенью РД КМГ поставляла нефть на внутренний рынок себе в убыток. Трудно представить, как какой-нибудь мировой гигант, скажем, Chevron или Shell, акции которого котируются на мировых фондовых биржах, осуществлял бы подобные убыточные операции. Но это важно для нашей экономики: низкие цены на ГСМ – драйвер роста ВВП и предпринимательской активности», – говорит эксперт.
То есть существуют противоречия между принципами функционирования публичной компании, листингованной на LSE (Лондонская фондовая биржа), и функциями поддержки отечественной экономики. Выхода, на взгляд Олжаса Байдильдинова, всего два: либо перестать поддерживать внутренний рынок (а это означает существенный рост цен на ГСМ в стране), либо уйти с биржи и избежать будущих исков международных акционеров.
Деньги в нефтянку «текут» слабо
Другой момент, на который указывает Олжас Байдильдинов: один из главных атрибутов листингованной компании – дивидендные выплаты, из которых, собственно, и осуществляется возврат денежных средств инвесторов. «Как мы помним, независимые иностранные члены совета директоров настаивали на выплате дивидендов, так как компания получила чистую прибыль (в основном за счет валютной переоценки) и имела существенный объем текущей ликвидности. Рынок ожидал выплату около 15% от чистого дохода. Однако совет директоров принял решение не выплачивать дивиденды по простым акциям. То есть за 2015 год иностранные миноритарии не получили от компании ни цента, что, конечно, ставит вопрос об эффективности деятельности и/или корпоративного управления», – рассказывает эксперт.
В этом, по его словам, заключается противоречие: инвесторам необходим возврат инвестиций, а для РД КМГ и самой КМГ этот вопрос не столь принципиален, напротив, выплата дивидендов привела бы к некоторому ухудшению позиций по текущей ликвидности компании и группы в целом.
В 2006 году РД КМГ вышла на IPO, тогда это было необходимым шагом: нужно было привлечь внимание к Казахстану, получить средства на развитие компании, обеспечить возможность привлечения в будущем дешевых кредитных средств. «Если смотреть на текущую ситуацию, то эти параметры уже не столь важны: деньги в нефтяной сектор в мировом масштабе «текут» слабо, процентные ставки высокие, да и самой компании уже не требуются столь значительные кредитные ресурсы – дешевле взять их из Национального фонда или золотовалютных резервов Национального банка», – говорит Олжас Байдильдинов. То есть, поясняет он, исторически IPO – важная веха в развитии, но сейчас актуальность ее снизилась. Это также один из моментов, на которые стоит обратить внимание, рассматривая предложения нацкомпании.
Акции: успеть, пока не выросли цены
Выступая на брифинге, Сауат Мынбаев отметил, что не всем акционерам может понравиться предложение о выкупе бумаг (независимые директора уже высказались об этом негативно – «это нормально, они имеют право на свою точку зрения»: когда-то стоимость составляла больше $20, сейчас – около $7).
По мнению Олжаса Байдильдинова, с точки зрения НК КМГ как ключевого акционера РД КМГ логика осуществить buyback действительно есть: цены на GDR низкие, мировая нефтяная отрасль еще не скоро оправится от всех потрясений. Надо покупать, пока есть такая возможность. «То есть для НК КМГ это отличная возможность приобрести акции РД, пользуясь таким «случаем». Тем более сама компания «КазМунайГаз» активно «играет на понижение», отменяя выплату дивидендов», – аргументирует собеседник.
Кроме того, уверен он, нужно смотреть на перспективу, и это сейчас самое главное. «Официальный слоган РД КМГ: «Строим настоящее. Смотрим в будущее». Именно о перспективах нужно размышлять при анализе тех или иных событий. Если существует намерение консолидировать активы на уровне КМГ вместе с трансформацией бизнеса, и уже потом выйти на IPO – то именно сейчас необходим обратный выкуп акций. После роста цен на нефть в 2017-2018 годах стоимость РД КМГ может кратно возрасти. Осуществив обратный выкуп и взяв такую «паузу», национальная компания сможет более эффективно разместиться на мировых площадках или даже на будущей площадке Международного финансового центра в Астане. Поэтому с точки зрения интересов КМГ и государственных приоритетов в целом выкуп акций, на взгляд эксперта, вполне логичный и своевременный шаг.
Галим Хусаинов согласен с тем, что сейчас, в период низких цен на бумаги компании и низких значений стоимости нефти (в последние три дня Brent – на уровнях $49-51 за баррель, – прим. ред.), самое оптимальное время для выкупа акций у миноритарных акционеров. Если же РД КМГ уйдет с биржи, это, по мнению аналитика, уменьшит прозрачность РД КМГ – естественно, но де-факто, учитывая, что это «дочка» КМГ, эффективность управления сильно не пострадает.
Говоря о том, не станет ли сама КМГ более закрытой после возможного выкупа акций миноритариев, собеседник отмечает: «КМГ, являясь государственной компанией, с точки зрения финансовой отчетности достаточно прозрачна».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.