Казахстан не готов к всеобщему декларированию
Трудности запуска в Казахстане всеобщего декларирования доходовОдной из трудностей запуска в Казахстане всеобщего декларирования доходов для граждан могут стать чрезмерные требования декларирования. Необходимо выстроить систему, когда тем, кто не получал доходов помимо зарплаты, просто высылается уведомление, что они могут не сдавать декларацию. Подобная практика есть в Сингапуре, отмечает экономист Олжас Худайбергенов. Само по себе декларирование необходимо после того, как будет создана налоговая система, стимулирующая выход бизнеса в свет. «Надеюсь, что конструкция рассматриваемого налога с продаж будет именно такой», – говорит эксперт.
Напомним, осенью прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон, касающийся всеобщего декларирования населения. Предполагается два этапа: с 2017 года заполнять документ обязаны госслужащие, работники квазигосударственного сектора и бюджетных организаций, с 2020 года – все остальное население.
По большому счету, осталось не так много времени до запуска механизма. Олжас Худайбергенов считает, что система технически готова к тому, чтобы принять первую волну, а к 2020 году успеют доработать систему, чтобы распространить ее на все население.
Экономист Алмас Чукин философски комментирует этот момент: Казахстан не готов и никогда не будет готов. Как к войне: можно готовиться, но никогда не быть полностью готовым, и многое выяснится по ходу действия. «Понятно, что этот ответ – определенная фронда. Но, по сути, так оно и есть. Надо с чего-то начинать и понимать, что это процесс. Все будет очень непонятно, громоздко и поначалу будет казаться ненужным собиранием огромного массива данных. Но без стартовой базы данных никакой базы данных не будет. Поэтому всеобщее декларирование когда-то начинать надо», – уверен эксперт.
Выбор между честным и нечестным
«У нас люди без помощи не могут страховку на машину заполнить или штраф заплатить в дорожной полиции. А тут миллионам людей надо заполнить многостраничную форму. Что они назаполняют и кто это будет проверять – большой вопрос», – продолжает разговор о трудностях, которые могут возникнуть после запуска всеобщего декларирования, Алмас Чукин.
Собеседник выступает и за, и против этой реформы. За – потому что помимо сбора налогов в бюджет справедливое и равное налогообложение, к которому стремится Казахстан, играет огромную роль в налаживании нормальной и эффективной рыночной экономики. «Два конкурента, один платит налоги по полной, а другой разными нечестными путями обходит их. У кого товар будет дешевле? А если у одного товар дешевле, к кому пойдут покупатели? А если все покупатели уйдут к не очень честному, что будет с честным?» – поясняет свою позицию Алмас Чукин.
Против реформы он выступает потому, что, на его взгляд, этот процесс начинать еще очень и очень рано. Во-первых, общество, и особенно его сельская часть, вообще не готово к налогообложению. «А если почти половина нашего населения толком ничего не заполняет и не сможет заполнить, какой смысл мучить другую половину? При таком количестве ложной информации большого смысла в ее сборе не будет», – считает собеседник. Во-вторых, сама налоговая служба у нас итак перегружена текущими проблемами и только начала заметно улучшаться с точки зрения качества. «Мне кажется, было бы полезнее без несоразмерных реформ дать ей возможность минимум лет пять еще потрудиться над наведением порядка в существующей системе», – уверен эксперт.
Один из острых моментов запуска всеобщего декларирования – самозанятое население. «Эта проблема останется актуальной до тех пор, пока не будут реализованы комплексные меры по экономике. Если к 2020 году ситуация не изменится, то сохранится вероятность того, что безработная или низкодоходная часть населения крайне негативно воспримет декларирование: государство ничем не помогает, но заставляет отчитываться и грозит наказаниями, если не отчитаешься или неправильно отчитаешься», – высказывает свою точку зрения на потенциальные трудности Олжас Худайбергенов.
Деньги как идея: они есть, дохода нет
В сентябре 2014 года в Казахстане стартовала легализация имущества (действует до конца 2016 года). Эта акция позиционируется как «последний шанс» для всех заявить о своих доходах перед началом всеобщего декларирования.
По мнению Олжаса Худайбергенова, легализация лишь отчасти сможет воздействовать на проблему декларирования зарубежных активов: если граждане не укажут имущество в документе, это будет нарушением. «Однако есть обходные пути, когда все имущество записывается на компанию, а ее стоимость оценивается в копейки», – говорит аналитик о «темной стороне» вопроса.
Алмас Чукин отмечает, что легализация начала работать во многом после изменений осени прошлого года. Насколько она дойдет до каждого? Большой вопрос. «Тут, как говорится, сколько людей, столько мнений. Деньги – ведь это, по выражению Маркса, особый товар, выражающий стоимость. У них нет материальной природы, они некая идея, могут быть бумажкой, монеткой, записью в компьютере или распиской. Если у человека есть деньги, это не означает, что у него есть доход. С дохода надо платить налог, а если у меня лежат деньги на счету, это еще надо доказать, что я их заработал как доход», – говорит собеседник. По его словам, пока не будет даты, на которую каждый сдаст декларацию и запишет, что имеет, можно как угодно объяснять, откуда деньги. Вплоть до комичного – бабушка пошла в казино, выиграла миллион долларов, подарила мне, а через месяц ушла в мир иной. «Нет тут дохода, и налога, следовательно, нет», – поясняет спикер.
Без репрессивного подтекста
Вопрос о возможном мошенничестве логично перетекает в вопрос о том, предусматривает ли всеобщее декларирование механизм защиты от различных «схем», когда кто-то не захочет раскрывать свои доходы или зафиксирует больше, чтобы скрыть расходы.
«Смысл всеобщего декларирования очень простой: ключ – это слово «всеобщее». Те, кто платит налоги, уже привыкли к этому процессу и знают, что надо делать. Задача – заставить сдавать форму всех. И, таким образом, с одной стороны, выявить тех, кто вообще неплохо живет в тени, с другой – убрать возможность «уклонистам» ссылаться на переводы от «бабушек» и других добрых родственников. Налоговая сможет по цепочке идти к каждому и спрашивать была ли помощь и, если была, откуда взялись деньги», – делится мнением Алмас Чукин.
Мошенничество, по мнению Олжаса Худайбергенова, возможно при заполнении входной декларации, потом – сложнее, а после 2020 года, когда налоговый комитет будет видеть доходы и расходы каждого, будет в принципе невозможно.
«Но надо отметить, что декларирование не должно изначально нести репрессивный смысл – заставить людей платить налоги. Наоборот, везде декларирование вводилось как экономический стимул, чтобы дать населению возможность поставить на вычет свои расходы. Кстати, также везде, где есть декларирование, внедрена прогрессивная шкала ИПН. Скорее всего, и мы внедрим ее», – заключает экономист.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.