В 2014 году будет спрос на ресторанные франшизы
Другие направления бизнеса также могут получить толчок к развитиюБум развития франчайзинга в ресторанном бизнесе в Казахстане возможно будет наблюдаться в 2014 году. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz заявил вице-президент «Казахстанской ассоциации франчайзинга» Бекнур Кисиков.
«Ресторанные франшизы уже увеличивают долю своего присутствия в Казахстане. Этот сектор достаточно проблемный и сложный. Но ниша франчайзинга в ресторанном бизнесе у нас в стране достаточно пуста», - отметил Кисиков.
Развитию определенных видов франшиз в Казахстане могут способствовать события международного масштаба.
«Гостиничный бизнес пополнится международными франшизами. Подготовка к проведению «Экспо-2017» оживит этот сектор и гостиничные сети заработают на полную мощь. С развитием транзитного коридора возможно появление сетей придорожных кафе. Дефицит торговых площадей и высокая цена на аренду стимулируют развитие «киоскных франшиз» с небольшой площадью, имеющих автономное отопление. Франчайзинговые бренды будут выходить в регионы со специальной адаптированной для них программой», - подчеркнул Кисиков.
В тоже время, реально работающих на рынке франшиз более чем в 3 раза меньше, зарегистрированных. «Наша ассоциация стала более трезво оценивать казахстанский рынок франчайзинга. Если раньше мы заявляли о цифрах в 300 франчайзинговых систем, то сегодня мы подкорректировали эти данные. Из 300 франшиз можно выделить лишь около 80 франшиз действительно функционирующих на рынке. Остальные компании только заявили о своей франшизе, у них нет ни четкой франчайзинговой системы, ни описания бизнес-процессов под франшизу», - обратил внимание Кисиков.
Направления бизнеса, которые становятся популярными среди франчайзинговых инвесторов разнообразны. «Это устойчивые к кризису ниши, пользующиеся спросом при любом экономическом положении: парикмахерские, услуги по налогообложению, бухгалтерские услуги, логистика, уход за детьми. Франчайзинговый сектор также захватила эпидемия энергосбережения - «Green бизнес». Многие франчайзинговые бренды больше времени стали уделять энергосберегательным технологиям. Также существуют специальные компании, франшиза которых создана под этот сектор. Они могут заниматься строительством экодомов, мусоропереработкой. Сегментом, испытывающим бурный рост, является индустрия здорового образа жизни. Это сегмент специального питания, фитнес центры, спа, здоровый фаст-фуд, центры по похудению», - отметил Кисиков.
Франшизы, специализирующиеся на здоровом питании даже становится модным трендом в западных странах. «Крупные сети фаст-фуд постоянно подвергались и подвергаются критике со стороны общественности из-за нездорового питания. Фаст-фуд решил пойти на встречу общественности, и в меню все больше можно наблюдать «здоровые блюда». Уже появляются новые виды бургеров, как например McLean burger, The Burger King Baguette, The Frescata sandwiches, в основе которых лежат свежие овощи и облегченные продукты», - проинформировал Кисиков.
Также собеседник подчеркнул, что мировой рынок франчайзинга в среднем растет на 30-35%, и по некоторым данным его ежегодный оборот достигает 6 трлн. долларов. «Основной рост наблюдается не за счет развитых рынков. Преимущественно рынок франчайзинга двигают Тихо-Океанский, Ближневосточный и Латиноамериканские рынки. Конечно, лидерство традиционно принадлежит США, за которым идут страны Европейского союза: это Франция, Англия и Германия. Также бурной рост франчайзинга демонстрируют новые члены Евросоюза – Польша, Чехия и Словакия», - сообщил вице-президент «Казахстанской ассоциации франчайзинга».
Между тем некоторые тенденции, которые прослеживаются в мире не находят своего отражения в Казахстане. «В мировом франчайзинговом секторе фаст-фуд занимает значительную долю, первые места среди франшиз традиционно занимают такие бренды как Сабуэй и Макдональдс. В Казахстане, странах СНГ доля франшиз работающих на рынке фаст-фуда не превышает 7-10%», - подчеркнул Кисиков.
Не исключено, что рынок франшиз по продаже бургеров на западе может сжаться. «В сегментах по продаже бургеров и замороженных йогуртов наблюдается тенденция перенасыщения рынка. За небольшой отрезок времени было открыто более 1 тыс. бургерных франчайзинговых систем. В настоящее время франчайзеры ищут новые концепции, которые могли бы заменить чрезмерно перегруженный сегмент», - заявил Кисиков.
По информации собеседника, доля франчайзинга в структуре ВВП Казахстана незначительна, и не превышает 1%. «Это мизер по сравнению с развитыми странами, где доля рынка франчайзинга может составлять свыше 10%», - уточнил Бекнур Кисиков.
Отметим, что в среднем размер ежемесячной платы за использование франшизы (роялти) варьируется от 7% до 12% от чистой прибыли. Но размер роялти может заметно отличаться в зависимости от стоимости бренда и договоренности между покупателем франшизы и ее продавцом.
Напомним, франчайзинг в Казахстане появился в 1994 году, когда в стране был запущен завод Coca-Cola. По системе франчайзинга в середине 90-х годов был открыт фирменный магазин Adidas. В декабре 1999 года была открыта гостиница «Анкара», франчайзи известной гостиничной сети InterContinental. В 1999 году зашла на рынок Казахстана международная сеть кафе-мороженое Baskin Robbins.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.