Олег Смоляков оценил введение спецвзносов для банков
Советник совета директоров Freedom Bank считает вероятность банкротства какого-либо БВУ в Казахстане маловероятной
По
мнению советника совета директоров Freedom Bank, экс-первого заместителя председателя Агентства по регулированию и развитию финансого рынка Олега Смолякова, повышение базовой ставки до 18% в октябре 2025 года - адекватный шаг. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz он также оценил инициативы финрегулятора по внедрению нового механизма по спасению токсичных системообразующих банков.
«Октябрьское решение о повышении базовой ставки с 16,5% до 18% считаю адекватным. Потому что была возможность упустить момент... Многие эксперты ожидали повышения базовой ставки… В рамках AQR (проверка качества активов банков - Ред.) максимальный рост базовой ставки закладывался на уровне 5-6 процентных пунктов. И судя по публикуемым регулятором результатам AQR... если говорить о Freedom Bank – мы полностью способны погашать этот шок (от повышения базовой ставки – Ред.) за счет запаса капитала. То есть готовность рынка к таким движениям по базовой ставке также есть», - считает Олег Смоляков.
Далее он оценил введение спецзвносов для банков. Их планируют ввести, если государство после оздоровления проблемного системообразующего банка, вхождения в его капитал и продажи инвестору получит убыток.
«Это международная практика. Хотя в мире (эти механизмы - Ред.) могут действовать по-разному. Допустим, есть страны, например ЕС, которым на законодательном уровне запрещено использовать такие спецвзносы для покрытия убытков системообразующего института. Там такие взносы вносятся заранее (до краха банка – Ред.), они накапливаются. А после есть возможность их использовать прежде всего через различные инструменты: гарантии, например. То есть спецвзносы направляют на снижение рисков в банковской системе в целом, а не на покрытие убытков какого-то конкретного системообразующего банка», - подчеркнул Олег Смоляков в беседе с корреспондентом Kapital.kz.
Собеседник
прокомментировал и подходы регулятора по спасению БВУ, которые планируют внедрить в рамках будущего закона о банках.
«Во-первых, финрегулятор говорит, если произойдет кризис (на банковском рынке – Ред.), то он будет иметь возможность войти в капитал проблемного банка. Считаю, что это немного ограничивает спектр (действий – Ред.). Потому что мы не знаем, каким будет следующий кризис – это раз. Второе – даже все существующие принципы и стандарты могут работать по-разному. Например, в 2023 году произошло поглощение Credit Suisse другим частным банком UBS при наличии госгарантий. То есть государство все равно участвовало (в спасении банка – Ред.), но не через вхождение в его капитал, а фактически через форму гарантирования некоторых потенциальных рисков», - сказал Олег Смоляков.
Напомним, сделка по продаже Credit Suisse была заключена при поддержке швейцарского правительства, которое предоставило UBS гарантию на сумму до 9 млрд швейцарских франков на случай возможных убытков.
Во-вторых, «всегда в крупных банках есть ковенанты», подчеркивает собеседник.
«Ковенанты исходят из того, что в случае вынужденной смены собственника фининститута могут сработать различные кредитные соглашения и инвесторы, кредиторы могут вывести свои деньги из банка… То есть есть много тактик и элементов, которые в конечном счете могут ограничить то или иное действие», - считает Олег Смоляков.
Он оценивает вероятность банкротства какого-либо банка в Казахстане как маловероятную.
«Потому что сейчас финрегулятор внедряет такой инструмент как TLAC (Total Loss-Absorbing Capacity). То есть для системно значимых банков были усилены требования к капиталу – повысилась их способность поглощать убытки в кризисных ситуациях. Таким образом, вероятность краха какого-либо банка существенно снижается, учитывая текущий надзор», - отметил Олег Смоляков.
Собеседник оценил и возможность вхождения в капитал проблемного системообразующего банка государства в случае его неэффективного оздоровления.
«Сейчас считается, что государство может быть эффективным собственником банка. Хотя еще 5-7 лет назад мнение (на рынке – Ред.) было иным. Тогда любой намек на какой-то возможный инструмент господдержки банка вызывал панические настроения. Такую норму имеет смысл обсуждать, это инструмент, который в некоторой степени соответствует международной парадигме. Как он будет действовать на практике, жизнь покажет», - резюмировал собеседник.
Напомним, в проекте закона о банках предусмотрено: если системообразующий банк становится финансово неустойчивым, финрегулятор получает право принимать меры по его оздоровлению. Если они не помогут, государство войдет в его капитал и банк будет продан частному инвестору. Если цена продажи БВУ окажется ниже объема вложенных государством средств, недостающую сумму будут компенсирована за счет спецвзносов от других банков. БВУ будут перечислять взносы только при получении государством убытка при выходе из капитала проблемного банка, после его спасения. Размер спецвзноса не превысит 0,2% от объема обязательств каждого банка.
Читайте также
Финансист считает, что подход к оценке «токсичного» системообразующего БВУ стоит пересмотреть
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.