Финансовое управление по-новому: опыт Казахстана, Азербайджана и Узбекистана
Исследование KPMG выявило рост автоматизации и интерес бизнеса к управлению ликвидностью и рисками с помощью AI
Авторы:
- Маргарита Ладейщикова, заместитель директора, группа Цифровые финансы, KPMG Кавказ и Центральная Азия
- Тимур Омашев, партнер, руководитель департамента консалтинга KPMG Кавказ и Центральная Азия
Развитие информационных технологий и внедрение искусственного интеллекта (AI), геополитические и макроэкономические колебания требуют от бизнеса быстрой адаптации. Эффективное управление финансами является фундаментом развития бизнеса, и казначейство все активнее выходит на первый план в странах Южного Кавказа и Центральной Азии.
Технологические решения и инструменты, которые сегодня только набирают популярность в странах региона, уже давно внедрены в развитых странах. В то же время недавнее исследование KPMG по анализу практики управления казначейством в Казахстане, Азербайджане и Узбекистане в сравнении с мировыми трендами показало неожиданные результаты. Далее остановимся на самых интересных выводах, рассмотрим практику указанных стран и поделимся рекомендациями на будущее.
Международная практика
При анализе практики компаний стран региона также учитывались мировые тренды последних лет и планы на будущее, выявленные ведущими западными ассоциациями: European Association of Corporate Treasurers, Association for Financial Professionals, American Productivity & Quality Center.
Среди ключевых планов международных компаний на ближайшие два года выделяются:
1. Оптимизация процесса прогнозирования ликвидности: повышение качества данных: 45% респондентов планируют расширять возможности прогноза ликвидности, в том числе с AI.
2. Внедрение аналитической отчетности для контроля денежных потоков в реальном времени: потребность в инструменте указали 62% респондентов.
3. Продолжение автоматизации ручных операций отметили более половины респондентов (57%): приоритетом для 51% респондентов остается оптимизация платежного процесса.
4. Получение точных данных для принятия управленческих решений отметили 50% респондентов: высокую важность имеет оценка ключевых показателей эффективности (KPI) деятельности казначейства.
5. Развитие взаимоотношений с банками: оптимизация структуры банковских счетов, улучшение условий долгосрочного финансирования и применение новых сервисов для управления оборотным капиталом.
Неожиданность данных трендов заключается в том, что они относятся к базовым функциям казначейства. Казалось бы, международные компании должны были уже давно отработать эти процессы и сосредоточить внимание на внедрении AI. Однако на практике респонденты анализируют возможности внедрения AI, проявляя осторожный интерес и допуская активное развитие направления в ближайшие несколько лет.
Если проанализировать динамику последних 10 лет, можно понять причины и отметить предсказуемость текущих тенденций. Итак, основными функциями казначейства были и остаются: управление денежными средствами и ликвидностью, управление казначейскими операциями и контролями, управление финансовыми рисками и управление корпоративными финансами.
Нисходящий тренд по казначейским операциям и контролям меняется на восходящий в 2020 году. Толчком, в первую очередь, стала пандемия COVID-19, которая привела к сбоям в цепочках поставок, росту инфляции и процентных ставок. А с 2021 года растущая динамика функции по управлению денежными средствами изменила тренд на снижение, уступив первое место управлению казначейскими операциями в 2023 году. И как мы видим, в ближайшие пару лет лидирующие позиции вернутся к управлению ликвидностью.
Изменение нисходящего тренда управления финансовыми рисками на восходящий с 2022 года обусловлено геополитическими событиями в Украине, ухудшением макроэкономических показателей.
Таким образом, возврат к базовым функциям – это вполне обоснованная реакция на внешние шоки.
Практика стран Южного Кавказа и Центральной Азии
В последние годы в странах региона наблюдается значительный интерес к модернизации казначейской функции. В целом компании региона соответствуют международному тренду: отмечают процесс управления ликвидностью как один из основных (86%), растет интерес к управлению финансовыми рисками, в основном в Казахстане и Азербайджане, в то время как Узбекистан сконцентрирован больше на операционных процессах казначейства.
Средний показатель автоматизации казначейских процессов составляет 36%, при этом процесс управления ликвидностью автоматизирован в компаниях в меньшей степени.
Практика в Казахстане
Компании Казахстана сегодня имеют относительно высокий уровень автоматизации: 44% казначейских операций в той или иной степени автоматизированы, против 15% и 11% респондентов Азербайджана и Узбекистана (соответственно).
Сегодня большинство компаний сфокусированы на оптимизации казначейских процессов, что в первую очередь включает:
1. Продолжение процессов автоматизации;
2. Переход на современные усовершенствованные информационные системы;
3. Тиражирование ранее внедренных информационных решений и инструментов.
Отдельное направление, которое вызывает растущий интерес участников исследования и тем самым подтверждает соответствие международным трендам – это управление финансовыми рисками. И здесь речь идет о разработке и внедрении внутренней методологии. Однако 60% компаний указали лишь частичное участие казначейства в управлении финансовыми рисками.
Что касается основного мирового тренда на оптимизацию процесса управления ликвидностью, 83% респондентов в качестве инструмента управления прогнозом денежных потоков используют платежный календарь. При этом 48% респондентов отметили частичную автоматизацию прогноза ликвидности. В основном респонденты планируют движение денежных потоков на горизонт до 12 месяцев.
Если говорить о деятельности групп компаний, где операционные задачи переданы в Общие центры обслуживания, то здесь требуется уделить особое внимание оценке эффективности деятельности этих сервисных центров, что отвечает международной практике.
Практика в Азербайджане
В Азербайджане компании показывают стремительно растущий интерес к развитию казначейства, что во многом связано с проводимой государственной политикой. Сегодня можно выделить несколько ключевых направлений:
1. Развитие методологической базы;
2. Оптимизация процесса управления денежными средствами;
3. Автоматизация платежной функции и формирование оперативной отчетности;
4. Централизация финансовой функции, включая внедрение централизованного казначейства.
Растет интерес к процессу планирования денежных потоков (67%). В зависимости от уровня развития компании решаются вопросы по внедрению платежного календаря и его автоматизации. В основном компании планируют движение денежных средств на краткосрочный горизонт (до 1–3 месяцев).
Отдельного внимания требует проактивная работа с обслуживающими банками, в том числе внедрение новых банковских продуктов. Например, механизм Cash pooling — инструмент, широко применяемый в международной практике.
В области автоматизации респонденты назвали основным направлением базовые процессы платежной функции: формирование и согласование заявок на оплату, обработку банковской выписки (входящие платежи автоматизированы только у 16%).
Для групп компаний здесь характерна неоднородность уровеня развития казначейства, что затрудняет стандартизацию процессов, данная проблема отмечена и международной практикой. Второй основной проблемой, которую отмечают международные респонденты, является недостаток квалифицированного персонала для выстраивания централизованных процессов.
Практика в Узбекистане
Интерес компаний к трансформации финансовой функции во многом связан с государственной политикой, ориентированной на цифровизацию экономики. Поэтому респонденты исследования сегодня сфокусированы на:
1. Формировании методологической базы, включая планы по внедрению KPI;
2. Становлении и оптимизации процессов управления платежами и взаимодействия с банками;
3. Разработке процессов управления денежными средствами;
4. Автоматизации ключевых казначейских операций, в первую очередь платежной функции.
Основной интерес в разработке внутренних нормативных документов представляют финансовая / казначейская политика и платежный регламент. Внедрение методологии KPI планируют 67% респондентов. Для эффективного формирования методологической базы рекомендуется применять комплексный подход и уделять особое внимание внутреннему контролю за соблюдением разработанных документов.
Подтверждая мировые тренды, компании проявляют растущий интерес к процессу планирования ликвидности: 80% респондентов указали, что планируют денежные потоки (основной горизонт от 1 до 5 дней), при этом главными проблемами, с которыми сталкиваются компании, являются некачественные данные и проблемы с исполнительской дисциплиной.
Развитие банковских услуг в Узбекистане началось относительно недавно с реформирования банковской системы, поэтому сервисные линии банков пока достаточно ограничены, а компании проявляют сдержанный интерес даже к классическим инструментам денежного рынка.
Невысокий уровень автоматизации казначейских операций открывает широкие возможности для оптимизации. В первую очередь речь идет о платежной функции и сборе денежной позиции: 33% респондентов назвали данный отчет основным для внедрения. А амбициозные цели страны, определенные в Стратегии развития технологий искусственного интеллекта до 2030 года, стимулируют развитие компаний в сфере внедрения AI.
По результатам анализа мировой практики и исследования казначейства в странах региона рекомендуем в ближайшие один-два года обратить особое внимание на следующие направления развития:
1. Пересмотр действующей методологии с акцентом на внедрение комплексного подхода;
2. Анализ качества и оптимизация планирование ликвидности с акцентом на инструменты прогноза;
3. Проактивное взаимодействие с банками с акцентом на внедрение и оптимизацию банковских продуктов;
4. Автоматизация бизнес-процессов с акцентом на контрольные процедуры, сквозные бизнес-процессы, анализ данных и отчетности.
В качестве приоритетов развития казначейства на 2026 год можно выделить управление ликвидностью, методологии KPI и формирование динамической отчетности.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.