Акылжан Баймагамбетов: О том, что банковская тайна исчезнет, речи не идет
Заместитель председателя Нацбанка ответил на вопросы о банковской тайне, мерах по охлаждению потребительского кредитования, эффекте снижения ГЭСВ до 40%
После панельной дискуссии по региональному экономическому прогнозу, организованной Международным валютным фондом, заместитель председателя Национального банка РК Акылжан Баймагамбетов ответил на вопросы журналистов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
О банковской тайне
«В целом Нацбанк настаивает на том, что банковская тайна не должна подвергаться сомнению. Понятно, что при этом цифровизация сделала нашу жизнь богаче на разные способы оплаты в том числе. Есть определенные критерии по мобильным переводам, которые очень сложно так просто превысить, если вы действительно не занимаетесь предпринимательской деятельностью. О том, что банковская тайна исчезнет – речи точно не идет. Другой вопрос, что вся эта цифровизация тоже должна найти какое-то свое отражение в информационном обмене между государственными органами. Другой вопрос, что Минфин нацелен на то, чтобы людей освободить от необходимости всеобщего декларирования – то есть тем, кто подпадает под декларации, очень крупные транзакции, предлагается предзаполнение и так далее. Но предприниматели и так в министерство финансов отчитываются о своих оборотах и так далее. То есть с точки зрения банковской тайны – я хотел бы этот message донести – Национальный банк очень серьезно относится к вопросу банковской тайны, поэтому во всех дискуссиях мы участвуем. Речь о том, что Минфину откроется доступ ко всем банковским счетам – это крайне неверное толкование», – говорит Акылжан Баймагамбетов.
О потребительском кредитовании
По словам заместителя председателя Нацбанка, есть определенные международные модели и метрики Базельского комитета по банковскому надзору, которые рекомендуют активировать контрциклический буфер при определенном уровне Credit-to-GDP gap.
«Мы уже его активировали. Банкам был дан 12-месячный период для того, чтобы выполнить эти требования. Он завершается 1 апреля 2026 года – то есть к этому времени банки должны будут выполнить требования. Это порядка 400-500 млрд тенге капитала, которые банки должны будут зарезервировать на текущий уровень портфеля кредитования населения. Это внесет определенный вклад в снижение кредитования – банкам нужно будет резервировать больше капитала для того, чтобы выдать кредиты. Они могут не снижать темпы, но им нужно тогда аллокировать больше капитала», – объясняет заместитель председателя Нацбанка.
Для чего это делается? «Сейчас хорошее время – у банков есть прибыль, они могут создать больше резервов капитала, чтобы в случае кризиса, когда будет спад, можно было расформировать эти резервы, снизить требования к капиталу банков для того, чтобы поддержать уровень кредитования. Понятно, что каждый банк будет принимать решение самостоятельно, в зависимости от того, хочет он распределять дивиденды в больших объемах или будет поддерживать более высокий уровень капитала и так далее», – обозначил Акылжан Баймагамбетов.
Помимо этого, АРРФР тоже принимает ряд мер, которые направлены на то, чтобы немножко охладить этот сектор экономики для того, чтобы рост в нем был более сбалансированный, добавляет он.
«Мы берем не все активы, взвешенные по риску (risk-weighted assets, RWA), а именно в этом сегменте, который связан с кредитованием физических лиц. И банкам предстоит сформировать 2% от RWA именно в этом сегменте. Это, как я сказал, оценивается примерно в 450-480 млрд тенге», – резюмирует спикер.
О снижении ГЭСВ до 40%
«Это решение выносится совместным актом АРРФР и Нацбанка. Здесь агентство должно будет сделать определенный расчет. Эта мера рассматривается», – сказал Акылжан Баймагамбетов.
Он также ответил на вопрос о том, какой эффект будет от снижения ГЭСВ до 40%. «На самом деле это повысит ответственность банков за то, чтобы чётче считать риски, а не просто их закладывать в стоимость потребительского кредитования. Понятно, что маржинальность этого вида бизнеса настолько большая, что многие считают, что он может покрыть любые риски. С одной стороны, это мера по защите прав потребителей финансовых услуг. Но с точки зрения общего бума потребительского кредитования,это предполагает, что банки должны более ответственно, более сбалансированно оценивать риски, а потребители – более сбалансированно занимать. Это скорее охладит темпы потребительского кредитования с точки зрения того, что нужно будет правильнее оценивать риски и выдавать меньше кредитов, у которых выше риск дефолта, для того, чтобы сохранить прежнюю маржинальность такого вида кредитования», – заключает заместитель председателя Нацбанка.
Читайте также
Сейчас годовая эффективная ставка вознаграждения по таким займам не превышает 46%
Читайте также
В Международном валютном фонде также рассказали о рисках и приоритетных задачах экономической политики в регионе Кавказа и Центральной Азии
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.