Как приватизация и дивиденды решат проблемы бюджета Казахстана
Взгляд Teniz Capital Investment Banking
Заместитель директора департамента корпоративных финансов АО «Teniz Capital Investment Banking» Канат Акпеисов рассказал о том, что приватизация и увеличение дивидендных выплат национальных компаний могли бы выступить сегодня ключевыми мерами для укрепления экономики Казахстана на фоне дефицита бюджета и снижения трансфертов из Нацфонда. В интервью он поделился мнением о перспективах этих шагов и возможных рисках.
- Канат, сегодня роль национальных компаний, которую, в частности, и ваша компания активно продвигала в последние годы как высокомаржинальных структур или эксосистем, становится всё менее релевантной. Особенно это очевидно в условиях неблагоприятного внешнего фона и растущего дефицита бюджета. Как вы оцениваете эту трансформацию?
- Мы полностью согласны с тем, что в текущей макроэкономической реальности концепция «экосистем» на базе нацкомпаний утратила свою применимость. В условиях, когда бюджет испытывает сильное давление, а экономический рост требует свежих источников ликвидности и эффективности, предпочтение следует отдавать практическим шагам – например, существенным дивидендным выплатам и более интенсивной приватизации госкомпаний. Это, на наш взгляд, более результативная стратегия как для государства, так и для экономики в целом. Вместо того, чтобы удерживать «на плаву» неповортливые структуры с неоправданными затратами, логично извлекать из них доход и передавать в руки частного капитала для повышения продуктивности. Государство, как мы видим, не самый эффективный менеджер.
- Сегодня Казахстан сталкивается с острым дефицитом бюджета. На этом фоне правительство активно обсуждает увеличение дивидендных выплат со стороны нацкомпаний и ускорение приватизации. Как вы оцениваете эти инициативы?
- В текущей макроэкономической ситуации это здравый и своевременный подход. Государству необходимы источники ликвидности, и логично использовать те активы, которые генерируют доход, а это национальные компании. Увеличение дивидендных выплат и более агрессивная приватизация — это разумные инструменты, которые позволяют высвободить средства без избыточного увеличения заимствований.
- Но не приведет ли такая политика к снижению устойчивости самих нацкомпаний?
- Важно подчеркнуть: устойчивость нацкомпаний зависит не только от уровня выплат, но и от качества управления, прозрачности и эффективности. Мы считаем, что дисциплинированная политика в области дивидендов может стать даже катализатором позитивных внутренних изменений — усилить контроль над затратами, повысить операционную эффективность и инвестиционную привлекательность.
- Как вы оцениваете перспективы более интенсивной приватизации в Казахстане?
- Мы считаем, что фокус правительства на интенсивную приватизацию и более агрессивные дивидендные выплаты может оказаться более выгодным, чем предполагалось ранее. Во-первых, интерес со стороны частного капитала — как внутреннего, так и внешнего — сохраняется. Во-вторых, рынок всё больше готов к принятию новых активов. А самое главное — это возможность перезагрузки бизнес-моделей, повышения конкурентоспособности и ухода от избыточной государственной нагрузки.
- По данным министерства финансов, за первые два месяца 2025 года доходы республиканского бюджета составили 3,6 трлн тенге при плане в 4,3 трлн тенге — выполнение составило лишь 83,7%. Основной причиной стали меньшие трансферты из Нацфонда, составившие 1 трлн тенге вместо запланированных 1,7 трлн тенге. Как вы оцениваете такую ситуацию?
- Эта ситуация подчеркивает необходимость диверсификации источников финансирования бюджета. Снижение трансфертов из Нацфонда делает актуальными альтернативные меры, такие как увеличение дивидендных выплат от нацкомпаний и ускорение приватизации. Эти шаги могут компенсировать недостающие средства и снизить зависимость от Нацфонда.
- По данным Национального банка, на 1 января 2025 года внешний долг Казахстана составил 164,7 млрд долларов, из которых 15,2 млрд долларов приходится на органы государственного управления. Учитывая такую структуру задолженности, насколько целесообразно усиливать акцент на дивидендах и приватизации?
- Эти цифры говорят сами за себя. Хотя общий внешний долг остается управляемым, государственная его часть всё же значительна. В такой ситуации подход правительства, нацеленный на монетизацию активов через выплату дивидендов и активную приватизацию, становится особенно рациональным. Это позволяет снизить потребность в заимствованиях и уменьшить давление на макроэкономическую устойчивость. Более того, привлечение частных инвестиций через приватизацию может обеспечить качественный рост, не увеличивая долговую нагрузку.
- Налоговые поступления за тот же период превысили план на 3,1%, составив 2,3 трлн тенге. Однако неналоговые поступления, включая доходы от госсобственности, оказались на 18,3% ниже плана. Как это влияет на необходимость приватизации?
- Низкие неналоговые поступления свидетельствуют о неэффективности использования государственной собственности. Приватизация может повысить эффективность управления этими активами, увеличить налоговые поступления и снизить нагрузку на бюджет. Это стратегический шаг к устойчивому экономическому развитию.
- С какими рисками может столкнуться государство при реализации такой стратегии?
- Риски, безусловно, есть. Это и недостаточная подготовка к выходу на рынок, и репутационные издержки, если приватизация будет восприниматься как непрозрачная. Но в то же время, при чёткой политической воле, продуманной юридической структуре и ясной коммуникации с инвесторами — эти риски управляемы. Более того, эффект может быть мультипликативным: поступления в бюджет, рост доверия к рыночным институтам, повышение деловой активности.
- Что вы могли бы порекомендовать инвесторам, которые рассматривают участие в приватизации?
- Сейчас хороший момент для фундаментального анализа. Мы рекомендуем инвесторам не просто смотреть на активы с точки зрения текущей доходности, а оценивать долгосрочный потенциал, трансформационные возможности и синергию с уже существующими портфелями. Казахстан постепенно переходит от административной модели экономики к более рыночной — и те, кто войдёт на этом этапе, могут получить значительные преимущества в будущем.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.