Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
По мнению главы Freedom Insurance, это позволит персонализировать тариф для каждого владельца авто«Часто вы видите, что министерство внутренних дел или комитет по правовой статистике приводят какие-то странные цифры. Например, в 2023 году якобы произошло 17 тыс. ДТП. Это все правда, но у страховщиков тоже есть своя статистика – они заявляют, что ежегодно происходит не менее 100 тыс. ДТП. В чем различие – комитет по правой статистике и МВД фиксируют только те ДТП, где есть вред здоровью или смертельные случаи», – пояснил председатель правления АО «Страховая компания Freedom Insurance» Азамат Керимбаев во время мероприятия «Умный город: влияние технологий на безопасность городов и граждан». Оно проходило в Алматы 22 ноября 2024 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. На самом деле в Казахстане происходит более 100 тыс. ДТП ежегодно, повторяет спикер. Он представил статистику по ДТП за три последних года:
«К чему это все приводит. Три-четыре часа все участники ДТП стоят на улице, возникают пробки. Соответственно, город теряет деньги в экономическом смысле. Об этом не принято говорить, но в 2018 году было посчитано, что пробки в Алматы создают экономические потери в 600 млн тенге ежедневно: грубо говоря, одни опаздывают на работу, другие лишаются заказов и так далее – это размер упущенной выгоды. А смерть человека в результате ДТП создает ущерб экономике в 100 млн тенге ежегодно – конечно, это кощунство, но, тем не менее, такие цифры есть», – рассказывает Азамат Керимбаев.
Он напомнил об условиях и результатах внедренного с этого года Европротокола: в течение 2024 года в рамках него оформлено более 10 тыс. ДТП. Страховые компании обязаны делать это в онлайн-формате и в течение пяти рабочих дней осуществлять страховую выплату, сказал председатель правления Freedom Insurance. «В Административном кодексе у нас есть статья 610, которая налагает штраф в размере 17 МРП, если вы допускаете ДТП. С мая 2024 года участники ДТП, которые оформили его в рамках Европротокола, освобождаются от административной ответственности», – делится спикер. По его словам, Административный суд Астаны подтверждает, что внедрение Европротокола в столице снизило количество обращений по вышеупомянутой статье на 36%.
«Есть такое понятие, как распределение убытков. Оно показывает, что 30-40% всех страховых случаев – это случаи с ущербом до 100 МРП. Поэтому мы считаем, что в рамках Европротокола можно урегулировать до 40 тыс. ДТП в год», – обозначил Азамат Керимбаев.
Спикер подчеркивает, что 200 тыс. автомобилей попадает в ДТП каждый год – это 4% всего автопарка страны (5 млн машин). Из этих 200 тыс. транспортных средств только 98 тыс. получают страховое возмещение от страховых компаний, обращает внимание он. «На сайте Бюро нацстатистики можно увидеть, что ежегодно наши автолюбители тратят 180 млрд тенге на ремонт транспортных средств, – отмечает председатель правления Freedom Insurance. – На сайте Нацбанка вы увидите, что страховщики в рамках обязательного страхования (ОС ГПО ВТС – Ред.) выплачивают 50 млрд тенге ежегодно. Получается, что из 180 млрд тенге лишь 50 млрд тенге покрываются страховой защитой. Люди тратят из своего семейного бюджета 130 млрд тенге на восстановительный ремонт».
Благодаря тому, что банки заставляют автовладельцев покупать КАСКО (комплексное автомобильное страхование, кроме ответственности), лишь 5% всего автопарка Казахстана застраховано в рамках добровольного автострахования, добавляет Азамат Керимбаев. «Но, тем не менее, по добровольному КАСКО люди получают выплаты – 25 млрд тенге ежегодно», – резюмирует он.
«Есть водители, которые ездят аккуратно, и есть водители, которые ездят неаккуратно. Наши коллеги из Sergek в прошлом году делали очень классное исследование в Алматы и Астане: оказывается, 80% пробега накатывают всего лишь 20% машин, – сообщает спикер. – Очевидно, что автомобили, которые эксплуатируются целыми днями и ночами – у них уровень риска выше, чем у водителя, который держит свою машину пять дней в неделю в гараже и выезжает куда-либо только на выходных».
Спикер считает, что пора вводить такое понятие как «страховой скоринг», который позволяет оценивать степень аварийности водителя и персонализировать тариф для каждого владельца авто.
«Наша аналитика показывает, что 70% автолюбителей должны получать до 40% скидок в рамках обязательного страхования. В среднем по Казахстану оно сегодня стоит 15 тыс. тенге в год. И 70% водителей должны платить еще на 40% меньше, потому что они ездят аккуратно, либо мало. Лишь 30% должны платить в 3-4 раза больше», – заключает председатель правления Freedom Insurance.
Руководитель отдела анализа данных Sergek Group Шайгазы Мухтаров напоминает о недавнем результате исследования компании: «Наверное, многие из вас сталкиваются с такой ситуацией, когда вас грубо подрезают, шашкуют: «топят» на дорогах, меняют полосы и так далее. Нам было очень интересно посмотреть на этот паттерн (модель – Ред.) поведения и выявить, действительно ли люди экономят какое-то время. Вывод был такой: экономия в среднем составляет 42 секунды. То есть стоят ли такие риски и маневры того, чтобы выиграть меньше минуты?»
По словам Шайгазы Мухтарова, 93% от среднедневного количества транспортных средств (ТС) в Алматы приходится на регулярные ТС (601 тыс.). В среднем по мегаполису в день передвигается 647 тыс. автомобилей, из которых 4% составляют такси (29 тыс.).
«Была гипотеза: 80% транспортных средств, которые въезжают в город, создают нагрузку. На самом деле вклад иногородних ТС в транспортный коллапс ничтожен. Мы проверяем очень много гипотез, и не все из них подтверждаются», – подытожил руководитель отдела анализа данных Sergek Group.