Зденек Фоукал: Продукт должен быть простым для понимания и уникальным
Управляющий директор по развитию продуктов и взаимоотношений с клиентами Home Credit Bank о своей жизни в Казахстане и международном опыте работы в финансахРабота в банковской сфере Казахстана – очень хороший опыт, говорит управляющий директор по развитию продуктов и взаимоотношений с клиентами Home Credit Bank Зденек Фоукал. Здесь интересный рынок с развитой по сравнению с другими странами банковской отраслью, поясняет он. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz спикер рассказал о жизни в Казахстане, опыте работы в Европе и США и участии в новом рекламном ролике Home Credit Bank Kazakhstan.
- Зденек, расскажите о себе: где вы родились, как началась ваша карьера в банковской сфере, и что привело вас в Казахстан?
- Я родом из Чехии, откуда уехал в 2010 году – с тех пор живу и работаю в других странах. Моя карьера в банковской сфере началась сразу после университета с большого интернационального банка Сitibank, где я проработал в общей сложности 18 лет. В течение этого времени я поменял несколько стран: Чехия, Румыния, Венгрия и США. После этого я присоединился к команде Home Credit Bank.
Все меня спрашивают, почему мы поменяли Америку на Казахстан. Я обсуждал это с друзьями, которые тоже живут в других странах как экспаты. Для нас это абсолютная норма – мы не делим страны на «лучше-хуже». И я уже знал о Home Credit, мои друзья работали здесь. Это большая международная компания с хорошими условиями труда и прекрасными карьерными возможностями. После 18 лет в Citibank я хотел попробовать что-то новое, и это был наилучший выбор.
- Вы почти 20 лет проработали в банковском секторе Европы и США. Какие инновации вы перенесли на рынок Казахстана из этого опыта?
- Я пришел в Home Credit Bank Kazakhstan как специалист по рискам. В банковской сфере это значит, что я занимался кредитными, операционными и рыночными рисками, но в большей степени – кредитными. Наша задача – выдать кредит, который будет возвращен, это важная функция в банке. В Citibank я получил хороший опыт в этой сфере, и мне было интересно посмотреть, как это работает в других странах. В Home Credit увидели мой потенциал не только в рисках, но и в развитии бизнеса, предложив возглавить департамент по развитию продуктов и взаимоотношений с клиентами.
Из прошлого опыта я увидел, как в каждой из стран работают разные направления – риски, управление портфелем, коммуникации с клиентами, кредитные карты, lifecycle management (управление жизненным циклом клиента/продукта – Ред.), customer view (оценка клиента – Ред.), персонализация предложений для клиента или отношений с ними, а также такие специфические сферы как внешнее рефинансирование. Думаю, я принес в Казахстан мой опыт именно в этих областях.
Но надо сказать, что я приехал сюда и потому, что знал: у Home Credit Bank уникальный подход в плане аналитики клиентов с использованием рыночных данных, lifecycle management – я хотел понять и изучить еще очень много вещей. HCB в каких-то областях превосходит другие банки. Также хотелось бы отметить, что в компании хорошо работает принцип меритократии.
- Давайте поговорим о недавнем рекламном ролике с вашим участием, который вызвал интерес. Почему вы решили стать лицом коммуникации с клиентом?
- Хороший вопрос, похожий на «Почему вы решили переехать в Казахстан?» (улыбается). Ответ тот же – это новый опыт. Всегда, когда вы принимаете какой-то вызов, ваш опыт становится богаче, и вы сами становитесь лучше. Было нелегко стоять перед камерой, сзади тебя – люди, по ту сторону камеры – тоже. И нужно отснять фрагмент за 2-4 дубля – вы не можете переснимать это тысячу раз. Более того, это нужно было сделать на двух языках, казахском и русском, которые не являются моими родными. Я постарался как смог – это был интересный опыт. И у нас прекрасная команда, они профессионалы, мне очень понравилась их работа.
- Расскажите подробнее о карточном продукте из этой рекламы. Каковы его уникальные особенности, и почему он важен для клиентов?
- Нам необходимо понимать, что нужно клиенту – ему, извиняюсь, не нужен сам банк. Клиента интересуют продукты и сервисы, которые могут сделать его жизнь комфортнее. Человек делает покупки – нужна рассрочка, переводит средства из одного банка в другой, покупает туры, бронирует отели, оплачивает рестораны за границей и так далее. Все это нужно понимать до создания продукта – таким образом, мы сначала анализируем, что нужно клиенту и как наш продукт может ему помочь.
Здесь есть несколько ключевых моментов. Продукт должен быть простым, понятным для всех клиентов, а его ценность и выгоды – как можно более уникальными на рынке. Думаю, у нас это получилось. Мы получили положительную обратную связь как от клиентов, так и от партнеров. Например, карта OZEN 0-0-6 позволяет делать покупки в рассрочку на шесть месяцев по всему миру, без процентов, в рамках одобренного один раз лимита (до 2 млн тенге – Ред.). Все, что нужно запомнить – ежемесячные платежи составляют одну шестую стоимости покупки.
Помимо этого, всеми нашими картами можно оплачивать через Kaspi QR – это очень удобное преимущество. Считается, что банки должны конкурировать друг с другом, но мы работаем с Kaspi как партнеры.
Насчет остальных продуктов в этой рекламе – карт Home Card Lite и Home Card – их уникальным преимуществом являются переводы без комиссии на другие карты БВУ РК.
- Какие новые продукты или инициативы вы планируете представить в 2025 году?
- Мы планируем и дальше развивать карту рассрочки OZEN: чтобы этот продукт стал массовым на рынке – считаем, что у него большой потенциал. Для клиента этот продукт понятен: какой лимит, сколько средств еще можно использовать. И что важно – не нужно каждый раз запрашивать одобрение на рассрочку от банка. Мы хотим сделать еще бо́льшую персонализацию – быть рядом с клиентом, когда ему это нужно: во время поиска тура или совершения покупки. Наша задача – предложить лучшее решение, которое есть на рынке.
Мы также хотим пересмотреть наши дебетные карты, в частности – специфические преимущества, связанные с кешбэком. Помимо этого, будем и дальше развивать партнерство с другими банками, а также наш бренд Home Credit Bank и МСБ-направление (онлайн-банкинг для малого и среднего бизнеса HCB Business – Ред.).
- Вы полюбили страну, начали изучать казахский язык, и уже говорите на русском. Как Казахстан повлиял на вашу профессиональную и личную жизнь?
- Казахстан – прекрасная страна. В Алматы я часто хожу в горы, выезжаю за город на машине, люблю рыбалку, здесь очень красивая природа – это что касается личной жизни. Насчет профессиональной – здесь крутой рынок с развитой банковской сферой по сравнению с другими странами: покупки через QR, eGov сервис и так далее. Работа в банковской сфере в этой стране – крутой опыт.
Лицензия №1.2.36/40 от 17.08.2022 г., выданная Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.