Как развивается рынок цифровых активов в Казахстане
На Qazaqstan IGF обсудили возможности и риски, которые представляют криптовалюты и блокчейн-технологии, а также их правовой статус в странеУчастники сессии «Регулирование цифровых активов в Казахстане: создание благоприятной среды для инноваций» обсудили возможности и риски, которые представляют криптовалюты и блокчейн-технологии для бизнеса, государства и общества, а также затронули тему о развитии правового статуса криптовалют в Казахстане и юрисдикции МФЦА. Сессия проходила в Алматы 16 октября 2024 года во время Qazaqstan IGF 2024 – Национального форума по управлению интернетом, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Старший эксперт отдела финансовых технологий комитета МФЦА по регулированию финансовых услуг AFSA Жали Уалиев считает, что 2024 год ознаменовался еще бо́льшим развитием рынка цифровых активов. «Были приняты основные и очень важные акты – во-первых, правила МФЦА о порядке и механизмах взаимодействия биржи необеспеченных цифровых активов и банков второго уровня (БВУ). Это значит, что БВУ могут достаточно легитимно обслуживать биржи цифровых активов», – объясняет спикер. Он добавляет, что в 2024 году АО «Казпочта» также получило мандат на обслуживание бирж цифровых активов.
«Мы решили изучить
международный опыт и пришли к тому, что будем первым регулятором, который
опубликует подробное руководство по внебиржевым транзакциям, связанным с
операциями майнеров на территории РК», – сообщает Жали Уалиев.
Генеральный советник Eurasian Digital Foundation, а также модератор сессии Саркис Дарбинян обращает внимание, что с 2024 года было возбуждено 12 уголовных дел против операторов обменных сервисов из-за отсутствия лицензии МФЦА. Он обратился с вопросом, что сейчас происходит в Казахстане и почему так произошло к президенту «Ассоциации разработчиков и пользователей технологий блокчейн BlockhainKZ» Батырбеку Умарову.
«Очень позитивные вещи, конечно, происходят в Казахстане, но всегда нужно помнить о реальности, для чего и кого это делается – для наших граждан. До этого была ситуация с майнерами: они пришли в Казахстан, потом их зарегулировали, и так получилось, что мы лишились практически 80% рынка. Более того, я скажу, что большинство бирж, которые пришли в Казахстан после майнеров, надеялись как раз на эти 80% объема рынка: те майнеры, которые продавали через биржи – последние хотели пополнять именно эту ликвидку. На сегодняшний день биржи этого лишены. Это одна сторона ситуации», – рассказывает спикер.
Все биржи, которые не имели лицензии в Казахстане, подверглись блокировке, вспоминает Батырбек Умаров. «У оставшихся бирж, которые получили лицензии, не было зарегулировано P2P, то есть P2P функционирует на территории Казахстана. Какие здесь, помимо плюсов, могут быть риски? За последний год в Казахстане развилась торговля на черном рынке: синтетические наркотики покупаются через криптовалюту на тех же самых P2P, мошеннические схемы, где участвуют треугольники, блокировка карт, развитие дропов – это как раз именно та история, где страдают обычные граждане, которые не разбираются в этом вопросе. На сегодняшний день идут реальные уголовные дела, повторюсь – страдают граждане Казахстана, а ситуация в лучшую сторону пока не изменилась. Эта проблема остается актуальной», – делится президент «Ассоциации разработчиков и пользователей технологий блокчейн BlockhainKZ»
Вдобавок, по словам спикера, остается актуальным вопрос с USDT. «Министерство (МЦРИАП – Ред.) говорит, что USDT – это необеспеченный цифровой актив, из-за него начинают возбуждаться дела по статье «незаконная предпринимательская деятельность» – возникло очень много дел. Когда пострадавшие лица начинают ходить по различным инстанциям, то идет простое отфутболивание между этими организациями. В итоге люди остаются на улице, пытаются найти нормальных юристов, которых практически нет в Казахстане (по этому вопросу – Ред.) – ситуация просто усугубляется. То есть молодые парни, которые не проинформированы, не образованы, получают реальные сроки за то, что у нас якобы запрещено, но при этом те площадки, которые получили лицензии, имеют эти P2P. Реальность сегодняшнего Казахстана такая», – резюмирует Батырбек Умаров.