МВФ и Всемирный банк оценили устойчивость финансового рынка Казахстана
Сектор имеет значительный буфер ликвидности, несмотря на возможную чувствительность отдельных банков, отметили в финрегулятореПредседатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова представила результаты Программы оценки финансового сектора (FSAP), проведенной МВФ и Всемирным банком в Республике Казахстан в 2023 году, сообщает пресс-служба регулятора.
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (Агентство) выступило в качестве национального координатора Программы FSAP, в которой также участвовали Национальный банк, правительство, национальные институты развития и финансовое сообщество. Председатель Агентства Мадина Абылкасымова рассказала о масштабной работе и результатах FSAP.
«В рамках FSAP проведена оценка основных рисков для макрофинансовой стабильности, соответствия банковского регулирования и надзора стандартам Базельского комитета банковского надзора, проанализированы вопросы сети финансовой безопасности (Financial Safety Net) и развития финансового сектора. В декабре 2023 года Совет по финансовой стабильности Республики Казахстан одобрил Дорожную карту по реализации рекомендаций FSAP. Дорожная карта включает 77 мероприятий, из которых 30 требуют внесения изменений в законы и нормативно-правовые акты. Все рекомендации планируется реализовать в 2024-2025 годах», – заявила Председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова.
Глава финансового регулятора отметила, что рекомендации FSAP направлены на дальнейшее повышение устойчивости финансового сектора, приведение регулирования в соответствии с международными стандартами и повышение конкуренции на финансовом рынке.
«Одним из ключевых элементов FSAP стало проведение МВФ стресс-тестирования банковского сектора для оценки устойчивости банков в случае реализации стрессовых макроэкономических сценариев. Результаты подтвердили стабильность и высокую капитализацию банков даже в условиях различных шоков. При стрессовых сценариях совокупная достаточность капитала банков снижается с 17,9% до 13% к концу 2024 года с последующим восстановлением до 18,2% к концу 2025 года, что значительно выше нормативных требований», – отметила Глава Агентства.
Председатель Агентства подчеркнула, что в рамках стресс-тестирования также оценены риски ликвидности для проверки достаточности высоколиквидных активов банков на случай резкого оттока средств из банковской системы. Результаты оценки показали, что банковский сектор имеет значительный буфер ликвидности, несмотря на возможную чувствительность отдельных банков к данному виду риска. Коэффициент покрытия ликвидности (LCR) был выше Базельских требований (выше 1), в 10 из 11 стрессовых сценариев и опускался до 0,96 в одном наиболее консервативном сценарии.
«Впервые проведено стресс-тестирование климатических рисков. Результаты показали, что климатические риски влияют на качество кредитного портфеля из-за высокой зависимости экономики от нефтяного сектора и углеродного производства. Вторым ключевым направлением Программы FSAP является оценка соответствия банковского регулирования и надзора в рамках 29 Принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета. Данные принципы являются основополагающими руководствами для надзорных органов для обеспечения устойчивости банковской системы и защиты интересов вкладчиков. Итоги оценки соответствия данным принципам показали, что банковское регулирование и надзор в Казахстане в полной или значительной мере соответствуют 22 из 29 Базельских принципов, частично соответствуют – 7 Принципам. Несоответствия Базельским принципам не выявлены», – сообщила Мадина Абылкасымова.
Эксперты МВФ и Всемирного банка отметили значительный прогресс в развитии риск-ориентированного надзора в Казахстане после проведенной в 2014 году Программы FSAP. Это включает введение риск-ориентированного надзора по методологии SREP (Supervisory Review and Evaluation Process), регулярной оценки качества активов AQR (Asset quality review) и надзорного стресс-тестирования, ставших ежегодными мероприятиями в рамках надзорного процесса.
По итогам FSAP положительно оценено внедрение стандартов Базель 3, в том числе введение системного, консервационного и контрциклического буферов капитала и новых стандартов ликвидности (LCR) и фондирования (NSFR).
Миссией FSAP рекомендовано завершение приведения отдельных требований к капиталу и ликвидности к Базельским стандартам, а также введение консолидированного надзора за банковскими конгломератами. Экспертами отиметили необходимость обеспечения поэтапного выхода из временных пруденциальных послаблений, ранее введенных Агентством для смягчения последствий пандемии и стимулирования кредитования реального сектора экономики.
«Часть ключевых рекомендаций находилась на стадии реализации или реализованы в 2023 году в ходе оценки FSAP. В декабре 2023 года Агентством приняты необходимые поправки в НПА. В частности, внедрена индивидуальная надзорная надбавка на капитал банков в размере от 0% до 6%, учитывающая результаты SREP, AQR. Она представляет собой дополнительный буфер к капиталу банка, отражающий надзорную оценку рисков со стороны Агентства. Введен буфер к капиталу от 0% до 3% по итогам надзорного стресс-тестирования. Для повышения устойчивости банков повышено требование к консервационному буферу капитала несистемных банков с 2,0% до 2,5%, при нарушении которого вводятся ограничения на выплату дивидендов. С января 2024 года коэффициенты ликвидности LCR и NSFR повышены с 0,8 до 0,9. До конца 2024 года Агентство планирует ввести новый пруденциальный норматив – коэффициент левериджа на уровне 3%», – отметила председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова.
На сегодня Агентством завершена разработка необходимой правовой базы по консолидированному надзору – разработаны проекты постановлений по введению требований к капиталу и ликвидности конгломератов согласно Базельским стандартам, а также по введению требований к системам управления рисками, корпоративному управлению.
«Для повышения эффективности процессов управления рисками в банках в 2022 году утверждена методология внутренней оценки достаточности капитала (ICAAP) и ликвидности (ILAAP). С 1 июля 2023 года банки осуществляют расчет внутреннего (экономического) капитала, необходимого для покрытия всех существенных рисков в соответствии с Базельскими стандартами.
В 2023 году утверждена методология оценки процентного риска в банковской книге (IRRBB) и введены 2 надзорных инструмента оценки процентного риска в банковской книге. С апреля 2023 года банки формируют и представляют Отчет о соответствии по ICAAP/ILAAP и IRRBB», – отметила Мадина Абылкасымова.
В рамках усиления надзора за сделками банков со связанными сторонами экспертами рекомендовано законодательно ввести запрет на льготные сделки банков с дочерними ОУСА и проводить тематические проверки сделок банков со связанными сторонами.
В июне текущего года главой государства подписан закон, в соответствии с которым банки продают стрессовые активы, в том числе ОУСА, исключительно через аккредитованные Агентством цифровые платформы, что обеспечит рыночное ценообразование. Планируется запустить Цифровую платформу по торговле стрессовыми активами до конца текущего года. Разработаны законодательные поправки по требованиям к аудиту операций со связанными сторонами. В настоящее время ведется разработка методологии тематических проверок сделок со связанными сторонами, которые будут регулярно проводиться с 2025 года.
«Благодаря мерам по оздоровлению банковского сектора уровень проблемных займов достиг исторического минимума в 3%, а кредиты стадии 3 снизились с 13,9% в 2020г. до 6% в 2023г., что позволило повысить оценку банковского сектора в 2023г. (BICRA, S&P). о итогам Программы FSAP экспертами рекомендовано ввести расширенное определение неработающих кредитов (NPL), установить требования к сроку списания NPL. В рамках оценки соответствия Принципу 17 по кредитному риску рекомендовано ограничить максимальную сумму потребительского займа. В текущем году планируется регуляторное расширение определения NPL и установление требований к списанию стрессовых активов», – сообщила председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова.
В целях укрепления институциональной основы деятельности регулятора с учетом рекомендаций FSAP в 2023 году законодательно повышена независимость Агентства в части определения организационной структуры, создано специальное подразделение для обеспечения цифровизации надзорных процессов, ожидается переход на бюджет Национального Банка. В дальнейшем Агентство продолжит расширение трансграничного взаимодействия и сотрудничества.
«Следующим значимым направлением FSAP является оценка ключевых элементов сети финансовой безопасности. Сеть финансовой безопасности включает в себя планы, механизмы и инструменты для восстановления и регулирования неплатежеспособных банков, обеспечения экстренной ликвидности и эффективности межведомственной координации в случае финансового кризиса. В 2023 году законодательно ограничена выплата дивидендов банками, имеющими средства государственной поддержки, и реализован механизм досрочного возврата государственных средств. Это позволило в 2023-2024гг. досрочно вернуть 363 млрд тенге средств господдержки», – заявила председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова.
Глава Агентства добавила, что с учетом итогов FSAP Агентством разработан законопроект по урегулированию неплатежеспособных банков в целях ужесточения условий использования государственных средств с четким определением ролей Правительства, НБ и Агентства, ограничения выплаты дивидендов и бонусов до полного возврата государственной поддержки, а также внедрения требований к планам урегулирования и минимальному уровню обязательств, подлежащих конвертации в капитал (TLAC) для системных банков.
В 2024 году Агентство по регулированию и развитию финансового рынка планирует разработать поправки в законодательство по повышению эффективности механизма займов последней инстанции с определением роли Национально банка, Агентства и правительства, и усилить межведомственную координацию в рамках антикризисного управления.