Роберт Абзалилов: С начала 2023 года с рынка ушли 32 ломбарда
Глава Ассоциации «Национальная лига ломбардов Казахстана» рассказал об обсуждаемых инициативах финрегулятора и как они могут повлиять на рынокУчастники рынка просят выделить ломбарды в отдельный сегмент регулирования, где учитывалась бы специфика их работы. Об этом в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сказал глава Ассоциации «Национальная лига ломбардов Казахстана» Роберт Абзалилов. По его мнению, для регулирования деятельности классических МФО и кредитных товариществ необходимо разработать отдельные законодательные документы. Эксперт также рассказал о других обсуждаемых инициативах финрегулятора и как они могут повлиять на рынок.
- Роберт, какие тренды на рынке вы наблюдали в 2023 году?
- Одна из тенденций – с начала 2023 года с рынка ушли 32 ломбарда. Таким образом, по данным финрегулятора, в настоящее время на рынке работает 522 ломбарда. Впрочем, тренд на сужение наблюдается и в целом на рынке микрокредитования: в течение прошлого года количество кредитных товариществ уменьшилось на три, МФО – на два.
Основная причина закрытия ломбардов – ужесточение регулирования участников рынка микрокредитования. К тому же, по моим оценкам, маржа ломбардов постепенно снижается. Она не соответствует тем значениям, которые основатели ломбардов закладывали при запуске своего бизнеса.
Если помните, с 1 января 2023 года была введена предельная ежедневная ставка по микрокредитам, которая не должна превышать 1%. Эта мера затронула займы в размере 50 МРП (в 2023 году – это 172 500 тенге, в 2024-м уже 184 600 тенге), которые выдаются на срок до 45 дней. В случае пролонгации микрокредита на срок свыше 45 дней предельный размер ежедневной ставки был снижен до менее 0,35% в день.
С октября 2023 года ежедневная ставка по микрокредитам была снижена с 1% до 0,8%. Оценить эффект от этого нововведения можно будет минимум через полгода. Предполагаю, что финрегулятору после введения какой-либо нормы необходимо время, чтобы понять, как она повлияла на рынок. И только после этого приступать к внедрению новой инициативы. В противном случае участникам рынка сложно планировать свои обороты, доходность, бизнес-процессы.
- Если говорить про структуру рынка ломбардов, как она изменилась?
- Значительных изменений в этом направлении мы не наблюдали. На рынке по-прежнему превалируют ювелирные ломбарды, ведь их услуги более востребованы среди казахстанцев. Их доля на рынке, по предварительным оценкам, составляет около 60%. Также в Казахстане представлены ломбарды, которые берут в залог бытовую технику, автомобили.
- В прошлом году вы говорили, что случаи трансформации ломбардов в МФО единичны…
- Верно, сейчас рынок классических МФО стал еще менее привлекательным, чем в последние 2-3 года. Тогда зачастую крупные сетевые автоломбарды перерегистрировались в микрофинансовые организации, или их учредители параллельно открывали классические МФО.
Сейчас же наблюдается тренд трансформации МФО в банки, об этом намерении уже заявили три участника рынка.
- В 2023 году президент поручил снизить закредитованность населения. Для этого было предложено множество инициатив. Они также затронули рынок микрокредитования. Например, глава АРРФР Мадина Абылкасымова сообщила, что планируется законодательно ограничить суммы выдаваемых потребительских кредитов. Она отметила, что «будет ужесточена деятельность, прежде всего, по онлайн-займам». Предполагаю, что эта инициатива не затронет ломбарды…
- Да, мы слышали о такой инициативе и прорабатываем ее с регулятором. Ведь нужно учитывать, что схема работы ломбардов существенно отличается от предоставляющих онлайн-займы МФО.
Главная особенность ломбардов при предоставлении займов – наличие обеспечения. Таким образом, практически исключается риск мошеннических схем – заем оформляется лично заемщиком в отделениях ломбардов с проверкой имущества. За счет наличия залога микрокредит становится не столь доступным по сравнению с онлайн-займами.
Также залог защищает заемщика. Согласно Гражданскому кодексу, при невозврате займа ломбард обращает взыскание на залог, обязательства заемщика прекращаются. При этом к заемщику не предъявляются требования, претензии от коллекторов, судов, судебных исполнителей. И главное – залоговое имущество не относится к значимому или жизненно необходимому.
Таким образом, исключается создание «пузыря», поскольку залог является физическим активом. Например, это останавливает стремительный рост займов, ведь нужно иметь
имущество.
В результате, можно сказать, что ломбарды не способствуют закредитованности населения.
На данный момент ломбарды могут выдавать займы на сумму до 8 тыс. МРП (в 2024 году это 29 млн 536 тыс. тенге). Но они обычно не предоставляют микрокредиты на такие крупные суммы. В ломбардах, которые берут в залог ювелирные изделия, бытовую технику, средняя сумма микрозайма не превышает 150-200 тыс. тенге. В автоломбардах: 1,5-2 млн тенге. Более крупные суммы - редкость, их доля в общем портфеле в количественном выражении ничтожна.
У ломбардов по сравнению с некоторыми банками и классическими МФО, предоставляющими потребительские кредиты, нет крупных системных проблем. Доля ломбардов в общем объеме кредитного портфеля физических и юридических лиц микрокредитных организаций составляет 8,16%. В общем кредитном портфеле микрокредитов, выданных только физлицам, доля ломбардов не превышает 13,4%. По законодательству ломбарды не имеют права кредитовать ИП, юридические лица. Между тем мы не можем отслеживать, куда в дальнейшем заемщики направляют полученные кредитные средства. Например, у тех, кто работает на базаре, есть свой резервный капитал в виде ювелирных изделий. Когда им срочно необходимы оборотные средства на приобретение товаров, они обращаются в ломбарды, закладывают эти ювелирные изделия и оформляют займы на себя как на частное лицо.
- Вы говорите, что ломбарды не влияют на закредитованность населения… А какая сейчас просроченная задолженность у заемщиков ломбардов?
- Доля займов с просрочкой 90 дней и более (NPL) составляет 3,2% от кредитного портфеля ломбардов. В общем кредитном портфеле микрофинсектора доля NPL ломбардов не превышает 0,5%. В основном такие микрозаймы сконцентрированы в сегменте автоломбардов.
Кроме того, просроченные займы включают в том числе и те, которые могли быть выданы мошенникам. Например, имущество, которое могло быть представлено в залог в ломбард, могло оказаться краденым. Если такой факт выявляется, то украденное имущество изымается у ломбарда правоохранительными органами, а ломбард уже взыскивает выданные ранее средства с заемщика, который предоставил это имущество в залог. Такие заемщики обычно не имеют работы, стоят на учете в наркологическом центре. В результате ломбарды несут определенные финансовые потери.
- Вы ранее говорили, что ваша
ассоциация ведет переговоры с госорганами, чтобы они вам предоставили доступ к
базе краденого имущества. Удалось решить эту проблему?
- В актах Агентства по финансовому мониторингу (АФМ) ранее была включена норма, согласно которой у нас должен был появиться доступ к реестру казахстанцев, которые совершили уголовные преступления, в частности кражи. Но у нас до сих пор нет доступа к такой базе. Предполагаю, что МВД и АФМ пока не согласовали определенные действия в этом направлении или такую инициативу технически сложно реализовать.
- Последние два года на рынок Казахстана стали активнее заходить иностранные компании. Наблюдаете ли вы экспансию российских ломбардов на наш рынок?
- Пока нет. Предполагаю, что российским инвесторам больше интересны классические МФО, финтех-рынок.
- В октябре 2023 года в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка сообщили, что на фоне роста проблемной задолженности среди молодежи предлагается ввести требование, чтобы выдача кредитов гражданам, не достигшим 21 года, осуществлялась только при наличии официальных доходов. Предполагаю, что эта мера не затронет ломбарды, ведь они не занимаются оценкой дохода заемщика…
- Механизм работы ломбардов значительно отличается от классических МФО. Основной актив для ломбардов - это залог, который они могут с согласия заемщика реализовать в случае невозврата по займу. Между тем сейчас также обсуждается инициатива по введению запрета на предоставление микрокредитов в размере до 50 МРП (184 600 тенге – в 2024 году) заемщикам, не достигшим 21 года. То есть ломбарды эта мера также может затронуть.
- Какие инициативы ваша ассоциация предлагает финрегулятору в настоящее время?
- Мы просим выделить ломбарды в отдельный сегмент регулирования, где учитывалась бы специфика их работы. А для регулирования деятельности классических МФО и кредитных товариществ необходимо разработать отдельные законодательные документы. Сейчас же основным документом, регулирующим деятельность МФО, кредитных товариществ и ломбардов, является Закон РК «О микрофинансовой деятельности».
Например, ломбард после того как принял залог, выдает заемщику залоговый билет. Это документ, в котором содержится информация о заемщике, закладываемом имуществе, его оценочной стоимости, сумме микрозайма, а также об условиях кредита и сроках его предоставления. Исторически количество страниц в залоговом билете обычно не превышало одну. В настоящее время в Казахстане количество страниц в таком договоре доходит до 3-4. Здесь есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, когда в договоре много информации, то заемщик может досконально с ней ознакомиться. С другой – огромный массив информации может запутать заемщика, он может не увидеть главные для него условия.
С моей точки зрения, всю необходимую информацию в залоговом билете можно разместить на одной странице: сумму и срок займа, процент по микрокредиту, размер переплаты, пеню, оценочную стоимость залогового имущества. В этом случае у заемщика будет четкое представление об условиях займа.
- Обсуждался ли вопрос о том, что ломбарды могут стать саморегулируемыми организациями (СРО)?
- Пока этот вопрос не поднимался, но не исключаю, что это может произойти. Если на рынке микрокредитования будут созданы СРО, то правила игры по-прежнему будет устанавливать финрегулятор. А СРО могут осуществлять деятельность по контролю за исполнением регуляторных норм.
Таким образом, функции по сбору данных у ломбардов, их кредитной политике, рассмотрению обращений от заемщиков АРРФР может делегировать СРО. При этом финрегулятор может уже контролировать деятельность не каждого ломбарда в отдельности, а только СРО – это удобно и зачастую эффективнее.
- По вашим оценкам, будет ли снижаться количество ломбардов в дальнейшем?
- Да, так как требования к участникам рынка микрокредитования постепенно ужесточаются, и я думаю, этот тренд продолжится. Тем более что некоторые инициативы финрегулятора бывают непредсказуемыми – это отрицательно сказывается на рынке. В результате его участникам сложно прогнозировать свои доходы и расходы, выстраивать бизнес-модели, бизнес-процессы. Если бы АРРФР поделилось планом регуляторных изменений на 3-5 лет в отношении рынка микрокредитования, то процесс трансформации рынка происходил бы более гладко.
Дополнительно хотелось бы отметить, что в 2023 году имеются положительные изменения в работе нашей ассоциации с регулятором – было проведено множество встреч и обсуждений, касающихся ситуации в микрофинансовом секторе, изменений в законодательстве, которые затрагивают деятельность ломбардов, их клиентов. Мы благодарны за такой равный диалог и полагаем, что в результате это позволит обеспечить объективное регулирование отрасли и ее развитие.