О работе по снижению кредитной нагрузки рассказали в АМФОК
Количество проблемных заемщиков в секторе онлайн-микрокредитования сократилось в 3,5 раза, сообщили в ассоциацииДиректор Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) Ербол Омарханов на пресс-конференции рассказал о работе по снижению долговой нагрузки казахстанцев, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Отметим, президент 12 декабря на расширенном заседании правительства отметил проблему закредитованности населения: «…Более миллиона людей уже не в состоянии оплачивать взятые на себя обязательства. Многие из них, доходя до отчаяния, вынуждены брать кредиты, чтобы погасить старые…».
Участники ассоциации, как отметил Ербол Омарханов, разделяют обеспокоенность президента по поводу социального аспекта кредитования и роста проблемной задолженности.
По данным Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) на 30 июня 2022 года, количество заемщиков, имевших просроченную задолженность в МФО свыше 90 календарных дней, составляло 555 тыс. человек, в том числе на сектор беззалогового потребительского онлайн-кредитования приходилось 496 тыс. физических лиц, с общей суммой задолженности в размере 65 млрд тенге.
Наблюдая динамику увеличения количества просроченных микрокредитов, АМФОК совместно с АРРФР в августе текущего года приступили к реализации комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации, снижение темпов роста выдачи займов и сокращение просроченной задолженности, а также работу с потребителями финуслуг.
«Результатом стало снижение количества проблемных заемщиков в секторе онлайн-микрокредитования в 3,5 раза. По данным АРРФР, на 10 ноября 2022 года количество должников, имевших просрочку свыше 90 дней, в секторе онлайн-кредитования было снижено с 496 тыс. до 140 тыс. Полное прощение долга по онлайн-микрокредитам было произведено для 19,3 тыс. заемщиков на сумму 401,6 млн тенге. Частичное прощение долга по микрокредитам получили 292,3 тыс. заемщиков на сумму 2 млрд 185,6 млн тенге. Все мероприятия были проведены без государственного финансирования за счет средств МФО», - подчеркнул Ербол Омарханов.
Во время пресс-конференции было отмечено, что депутаты мажилиса неоднократно поднимали проблему в секторе онлайн-кредитования. Весной текущего года фракция «Ак жол» поднимала вопрос о запрете деятельности онлайн-кредиторов. Позднее, по инициативе партии, в Закон «О микрофинансовой деятельности» были внесены поправки, направленные на снижение общего размера переплаты по микрокредиту в два раза, а также установления обязанности по предоставлению отсрочек для заемщиков, находящихся в тяжелых жизненных ситуациях, в обязательном порядке, исключительно на улучшающих условиях. Осенью 2022 года депутат мажилиса Юрий Ли также направил депутатский запрос в адрес АРРФР с требованием принять срочные меры для решения проблемы в секторе онлайн-кредитования.
Кроме вышеуказанных мер по реструктуризации и частичному прощению долгов заемщиков, напомнили представители МФО, между АМФОК и участниками рынка онлайн-кредитования был подписан меморандум об ограничении агрессивного темпа роста выдачи онлайн-займов и снижении просроченной задолженности, установлен запрет до конца текущего года на продажу долгов коллекторским организациям. Исполнение меморандума ежемесячно контролируется ассоциацией, итоги совместной работы отслеживаются через регуляторные отчетности и данные кредитного бюро. С каждой МФО, предоставляющей онлайн-микрокредиты, входящей в состав АМФОК, был подписан Кодекс этичного поведения на рынке микрофинансовых услуг. Нарушителей кодекса будут исключать из состава ассоциации, с последующей передачей сведений о нарушениях в уполномоченный орган по финансовому надзору.
Кроме того, АМФОК при поддержке ассоциации КазФинТех создали автоматизированный контакт-центр по поддержке клиентов. Заемщики МФО, столкнувшиеся с проблемой по возврату микрокредитов или с нарушением своих прав, могут обратиться по телефону +7 771 933 34 44 или написать на электронный адрес: manager@mfohelp.kz. По каждому обращению будут оперативно приниматься меры по разрешению проблемной ситуации. За два месяца работы автоматизированного центра поступило и обработано около 4000 обращений заемщиков.
Поясним, что КазФинТех работает исключительно с участниками рынка онлайн-микрокредитования, а АМФОК с сектором традиционных МФО, предоставляющих микрокредиты для поддержки малого и среднего бизнеса.
Кроме того, в составе АМФОК был учрежден микрофинансовый омбудсман по разрешению конфликтных и спорных ситуаций между МФО и заемщиком. Обратиться к микрофинансовому омбудсману имеет право любой клиент по телефону контактного центра или по электронной почте ombudsman@mfohelp.kz.
Одновременно Агентство по регулированию и развитию финансового рынка приняло нескоько законодательных мер по усилению регулирования деятельности онлайн-кредиторов: снижено предельное значение вознаграждения по таким микрокредитам с 25% до 20%; планируется введение дневной ставки, перевод МФО на ежемесячную регуляторную отчетность; усилены пруденциальные нормативы для онлайн-кредиторов, в том числе в виде порогового значения доли просроченной задолженности, не превышающей 20% от портфеля, и др.
«Совместными усилиями членов ассоциаций, а также Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, депутатов нам удалось стабилизировать ситуацию с агрессивным ростом просроченной задолженности в секторе онлайн-кредитования через снижение количества проблемных должников с 555 тыс. до 140 тыс. человек. Учитывая, что участники рынка потребительского микрокредитования осознают возникшие риски, их желание не допускать больше «перегрева» в этом сегменте финансовых услуг, а также жесткие регуляторные ограничения, принятые уполномоченным органом, подобная ситуация в будущем не должна повториться. Мы готовы прилагать к этому все необходимые усилия», - подчеркнул Ербол Омарханов.