Нацбанк о ситуации на финансовых рынках и укреплении тенге
Что повлияло на курс в октябре и основные факторы динамики международных резервов страны, прокомментировала Алия МолдабековаГлобальное повышение ключевых ставок стало одним из основных факторов, определяющих динамику мировых финансовых рынков в текущем году. Вместе с тем фокус глобальных инвесторов начал постепенно смещаться на сигналы о наступлении пика инфляции и ставок, что в конечном итоге может стать причиной возможной смены парадигмы глобального доминирования доллара США. О том, как это отразилось на мировом валютном рынке, что повлияло на курс тенге в октябре и основных факторах динамики международных резервов страны рассказала заместитель председателя Нацбанка Алия Молдабекова.
– Алия Мейрбековна, какие события оказывали основное влияние на динамику мировых финансовых рынков? Продолжилось ли глобальное доминирование доллара США в октябре?
– В октябре появились первые сигналы смягчения риторики ряда центральных банков, в частности, Австралии, Канады и еврозоны. Банк Австралии и Банк Канады неожиданно для глобальных инвесторов снизили темпы повышения ставок. Так, Банк Австралии увеличил базовую ставку на 25 б.п., до 2,6%, при ожиданиях роста на 50 б.п., а Банк Канады – на 50 б.п., до 3,75%, при ожиданиях роста на 75 б.п. ЕЦБ повысил ставку на 75 б.п., до 2%, однако в риторике главы ЦБ еврозоны инвесторы заметили тон на смягчение политики в дальнейшем. Так, Кристин Лагард заявила, что ЕЦБ добился значительного прогресса в сворачивании стимулирующей денежно-кредитной политики. В результате в день заседания, несмотря на повышение ставки, курс евро ослаб на 1,2%, находясь на уровне ниже паритета.
Ожидания того, что ФРС США вскоре может последовать данному примеру, а также сообщения о желании некоторых чиновников ФРС замедлить темпы повышений в ближайшее время и прекратить повышение в начале следующего года, приостановили глобальное доминирование курса доллара в октябре. По результатам прошлого месяца индекс DXY ослаб на 0,5%, до 111,5 пункта.
Вместе с тем риторика ФРС США в условиях устойчивой инфляции, которая составила 8,2% г./г. в сентябре, продолжает оставаться жесткой. Так, на последнем заседании в ноябре председатель ФРС просигнализировал, что ставка, возможно, достигнет более высокого пикового значения, чем ранее ожидалось. Согласно последнему сентябрьскому медианному прогнозу точечной диаграммы, или, как его еще называют, Dot Plot, ставка максимально достигала 4,5-4,75%, что говорит о том, что, вероятно, декабрьское обновление диаграммы покажет более высокий уровень. Несмотря на беспрецедентное ужесточение денежных условий, экономика США демонстрирует устойчивость, ВВП в III квартале 2022 года увеличился на 2,6% кв./кв. после двух последовательных квартальных сокращений.
На фоне ожиданий инвесторов о замедлении темпов ужесточения ведущими центральными банками и улучшения риск-сентимента рынок акций продемонстрировал восстановление по итогам прошлого месяца. Индекс MSCI World вырос на 7,1% после падения на 9,5% в сентябре.
Нефтяные котировки также стали бенефициарами благоприятного риск-сентимента, в октябре цены выросли на 7,8%, до 94,83 доллара за баррель. Вместе с тем ключевым фактором повышения стоимости нефти в прошлом месяце стало решение альянса ОПЕК+ существенно снизить объемы производства. В начале ноября сообщения о намерении КНР смягчить политику COVID Zero дали новый импульс ценам на черное золото, котировки подросли до 97 долларов за баррель.
– Какова была ситуация на внутреннем валютном рынке, проводились ли интервенции?
– В октябре мы наблюдали умеренную волатильность на валютном рынке. Динамика в течение месяца была разнонаправленной, по итогам октября тенге укрепился на 1,7%. Основной причиной укрепления тенге стал рост цен на нефть. Повышение базовой ставки и продажи субъектов квазигосударственного сектора также оказали поддержку тенге.
Продажи валюты из Национального фонда за октябрь составили 362 млн долларов, при этом объем продаж в течение торгового дня не превышал 30 млн долларов. Мы уже неоднократно отмечали, что продажи валюты из Национального фонда осуществляются исключительно при необходимости обеспечения трансферта в республиканский бюджет. С нашей стороны прилагаются все усилия для минимизации влияния этих операций на текущий сентимент на валютном рынке. При реализации сделок по продаже валюты Национальный банк выступает как price-taker, то есть «бьет» по уже имеющимся заявкам, не выставляя собственных. Соглашаясь с ценой рыночных участников, мы исключаем влияние операций на рыночный курс.
Валютный рынок на текущий момент сбалансирован, потребности в проведении валютных интервенций не возникало.
– Что происходило с золотовалютными активами в октябре?
– За октябрь золотовалютные активы увеличились почти на 330 млн долларов, до 33 млрд долларов.
Рост ЗВА обусловлен притоком клиентских средств и средств БВУ на валютные корсчета в Национальном банке. Тем не менее эффект от вышеупомянутых факторов был частично нивелирован выплатой госдолга, а также снижением цены на золото с 1673 до 1639 долларов за унцию.
Снижение цены на золото вызвано реакцией рыночных игроков на «ястребиную» риторику ФРС США. Волатильность на рынке драгоценных металлов по-прежнему остается достаточно высокой.
Стоит также отметить, что в октябре Национальный банк продолжил реализацию политики по сокращению доли золота для диверсификации международных резервов, в связи с чем была осуществлена продажа золота за твердые валюты.
– Как изменился объем валютных активов Национального фонда в октябре и какие факторы на это повлияли?
– Объем валютных активов Национального фонда, согласно предварительным данным, на конец октября составил 52,4 млрд долларов, увеличившись за прошедший месяц на 850 млн долларов.
В целях выделения гарантированного и целевого трансфертов в октябре на внутреннем валютном рынке, как было ранее отмечено, были проданы активы на сумму 362 млн долларов, что эквивалентно 171 млрд тенге. Для удовлетворения потребностей республиканского бюджета из Нацфонда были выделены трансферты на 327 млрд тенге.
В результате роста фондовых рынков в октябре портфель акций немного отыграл часть падения с начала года. При этом долгосрочная доходность Национального фонда с начала создания в годовом выражении составляет 2,88%.
– От чего будет зависеть ситуация с котировками на нефть и на мировом валютном рынке в дальнейшем?
– Главным двигателем глобального укрепления курса доллара остается жесткая денежно-кредитная политика ФРС США. Поэтому основным фактором неопределенности для мирового валютного рынка остается вопрос, насколько долго продлится данный цикл ужесточения ФРС США.
Как мы это наблюдали в текущем году, ЦБ всего мира осуществляли резкое и быстрое повышение ставок. Глобальные инвесторы теперь находятся в поисках пика ставки в данном цикле ужесточений. Согласно анализу Goldman Sachs (85 эпизодов повышений ставок среди стран G10), цикл повышений ставок в среднем продолжается в течение 15 месяцев, 70% всех эпизодов длится более года. В целом в случае сохранения благоприятных экономических условий без рецессии цикл повышения ставок ФРС США, по мнению некоторых экономистов, будет более продолжительным, но вместе с тем более последовательным в следующем году. На заседании ФРС США в декабре аналитики закладывают снижение темпа повышения ставки до 50 б.п., и два повышения по 25 б.п. в феврале и марте 2023 года. Согласно консенсусу аналитиков Bloomberg, в 2023 году ожидается ослабление индекса DXY.
Вместе с тем необходимо отметить, что потенциальный разворот в политике ФРС США, может, и не приведет к концу доминирования доллара из-за его статуса безопасного актива в период геополитической неопределенности и высокой доходности в абсолютном выражении долларовых активов.
Касательно рынка нефти, благодаря решению ОПЕК+ снизить производство для компенсации потенциального снижения спроса на топливо из-за ожиданий замедления мирового экономического роста стоимость черного золота показала существенное восстановление.
Однако данная квота действует лишь до конца текущего года, поэтому решение о продолжительности ее действия будет оказывать влияние на сбалансированность и динамику рынка в 2023 году. В свою очередь США решительно выступили против последнего решения ОПЕК+ и рассматривают ряд ответных мер, в том числе высвобождение нефти из государственных стратегических запасов, а также принятие закона NOPEC, позволяющего запретить установление цен картелем через подачу антимонопольного иска к членам ОПЕК. Вместе с тем принятие данного закона является маловероятным. В целом прогнозы экономистов по цене на нефть на I квартал 2023 года находятся в диапазоне 84-115 долларов за баррель.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.