Рост страхового сектора едва поспевает за инфляцией
Активы компаний по общему страхованию за год прибавили 13,6%Рост инфляции в Казахстане, годовое значение которой в июле достигло 15% (максимум с сентября 2016 года), стал одной из главных тем для обсуждения не только в профессиональных кругах, и дело не только в стоимости сахара.
В идеале качественный экономический рост должен всегда опережать инфляцию. Это касается абсолютно любой отрасли экономики, и в этом плане страховой сектор пока справляется. Если рынок страхования жизни растёт опережающими темпами, то общее страхование не успевает за инфляцией. Может складываться ощущение, что ёмкость рынка общего страхования себя исчерпала.
На прошлой неделе Нацбанк выпустил оперативные данные о состоянии страхового сектора по итогам первого полугодия. О том, что происходит на рынке общего страхования и где ему найти точки роста, рассуждает Сергей Чикин, советник председателя правления СК «Евразия».
Активы и прибыль концентрируются
Активы страхового сектора возобновили рост и достигли 1,13 трлн тенге, прибавив 8,3% с начала года и 13,6% к июлю прошлого года. В июне Нацбанк отчитался о годовой инфляции на уровне 14,5%, таким образом, темпы роста рынка общего страхования начинают отставать.
Концентрация рынка продолжает постепенно усиливаться, на топ-5 компаний приходится уже 77,3% всех активов сектора, при этом 38%, или 436 млрд тенге, всех активов общего страхования приходится только на «Евразию» (34% годом ранее). Другие крупные игроки — СК «Халык», 158 млрд тенге, государственный институт развития KazakhExport – 144 млрд тенге (который и страховой компанией считается условно) и СК «Виктория» – 94 млрд тенге.
За первые полгода страховщики суммарно заработали 52 млрд тенге, на 2 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом больше половины прибыли показала «Евразия» – 29,5 млрд тенге, около 7 млрд тенге заработала «Виктория», по 4 млрд тенге пришлось на «Халык» и Nomad Insurance. Остальные 14 компаний суммарно заработали всего 11 млрд тенге чистой прибыли, при этом некоторые из них и вовсе оказались в минусе: Коммеск-Өмiр, Amanat и Freedom Insurance – 3,7 млрд тенге убытков на троих.
Добровольные классы вытягивают отрасль
За полгода страховщики собрали 284 млрд тенге премий, правда, чистые премии составили только 211 млрд тенге – разница перестрахована. Относительно прошлого года показатели выросли на 15% и 21% соответственно. Прирост премий в большей степени обеспечен за счёт добровольного страхования имущества. Всего на добровольные классы приходится 80% премий: 68% – на имущественные классы и 12% – на личное страхование. На обязательные классы страхования приходится только 20% премий, соответственно.
Самую большую долю собранных премий среди всех классов занимают добровольное страхование имущества, добровольное личное страхование на случай болезни и обязательное страхование гражданско-правовой ответственности водителя транспортного средства (ОГПО ВТС, или, как говорят в народе, просто автостраховка). Можно сказать, что данная картина наглядно свидетельствует о ценностях общества, но это не совсем так.
Имущество, здоровье и авто
На имущество приходится 105,6 млрд тенге от собранных страховых премий, или 37%. При этом практически полностью страхованием собственного имущества озабочены компании, а не граждане. Таким образом, риски на случай стихийных бедствий и компенсации ущерба населению продолжает нести на себе государство.
Страховое покрытие на случай болезни, как правило, не приобретают частные лица – это в основном компании, которые таким образом заботятся о своих сотрудниках. При этом пандемия несильно повлияла на рост данного сегмента, потому что сотрудников массово отправляли на «удалёнку». За полгода было собрано 26,5 млрд тенге премий. Кстати, данный класс сильно завязан на развитии страховыми компаниями собственных ассистансов (сетей клиник).
Обязательные классы держатся на страховании ответственности автолюбителей – на неё приходится 51,6 млрд тенге, или 90,3%. При этом в данном классе страхования наблюдается наибольшая конкуренция, выраженная в наименьшей концентрации. За полгода топ-3 компании собрали 30 млрд тенге, а оставшиеся пятнадцать игроков – 21,6 млрд тенге.
Остаётся констатировать, что услугами страхового рынка пока пользуется в основном корпоративный сегмент. Граждане прибегают к приобретению полиса, как правило, по требованию закона. С другой стороны, население может стать тем импульсом, благодаря которому не только может произойти значительный прирост сбора страховых премий и повысится защищённость граждан, но и заодно снизится нагрузка на бюджет страны.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.