Диверсификация экономики ближе, чем кажется
Нефть еще наше все, но горнодобывающую промышленность уже подвинулиСлезть с нефтяной иглы, построить новые производства, наладить экспорт товаров и услуг — эти призывы звучат достаточно часто, так как несмотря на текущий цикл роста цен на нефть и даже прогнозы цены выше 100 долларов США за баррель — эпоха дорогой нефти уходит, учитывая темпы технического прогресса, это случится скорее рано, чем поздно. Чтобы не остаться у разбитого корыта — необходимы две вещи. Беречь Нацфонд и проводить диверсификацию экономики, снизив зависимость от нефти. И на этом пути у Казахстана есть как провалы, так и достижения.
Нацфонд на фоне кризиса остается основным фактором поддержки экономики – наша общая копилка стала главным «кормильцем» не только бюджета и социальных платежей, но и сыграла ключевую роль в поддержке всей экономики. Другие хорошие новости приходят с фронта индустриализации. Несмотря на постоянную критику темпов развития, в прошлом году произошло значительное событие — две прошедшие пятилетки индустриализации позволили нарастить вклад обрабатывающей промышленности в ВВП, и по итогам 2020 года он составил 13%, впервые опередив горнодобывающую промышленность, доля которой составила 12,4%, и это несмотря на рост цен на сырье, в частности меди.
Кроме этого, казахстанский сектор обрабатывающей промышленности продемонстрировал и кризисную устойчивость — несмотря на пандемию и общее сокращение ВВП, по итогам прошлого года он вырос на 3,9%. Растет и один из важнейших показателей, который говорит не только о количественном росте, но и о качественном — валовая добавленная стоимость составила 9,3 трлн тенге за прошлый год, экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью вырос на 5%, и это в условиях закрытых границ и мировых ограничений.
Единственный выход для казахстанских товаров, который позволит добиться и целей наполнения внутреннего рынка, и увеличения доли экспорта — качественное производство с учетом страновых особенностей.
Да, мы отстаем от мировых лидеров в вопросах индустриализации, но мы и начали ее гораздо позже. Не стоит забывать положительный опыт Южной Кореи, которая начинала во второй половине прошлого века с позиции намного хуже. Разоренная войной страна смогла добиться впечатляющих промышленных результатов, но делалось это не за один день, и даже не за десять лет — процесс занял 26 лет. При этом Казахстан сегодня демонстрирует даже большие темпы роста диверсификации экономики при сохранении высоких социальных выплат, чего не было в той же Корее, потому что у них не было своего Нацфонда. За последние десять лет в Казахстане создано более полутора тысяч индустриальных проектов, более трети от всего объема производства отрасли сегодня.
По итогам апреля впервые с начала кризиса экономика Казахстана перестала замедляться и выросла на 0,7%. Основной драйвер — обрабатывающая промышленность, темпы роста которой составили 7,7% за тот же период с начала года. Отрасль продолжает занимать второе место, опережая огромный горнодобывающий сектор. При этом темпы роста отдельных секторов впечатляют — фармацевтика плюс 26,2%, машиностроение - плюс 20,6%.
У нас принято недооценивать казахстанские товары, отдавая предпочтения иностранным, но с каждым годом на полках все больше Made in Kazakshtan и эти товары ничем не уступают в качестве, зато значительно выигрывают в цене за счет отсутствия валютного риска. Понятно, что на достигнутом нельзя останавливаться — особенно учитывая новый суперцикл цен на сырье — нефть, металлы и другие полезные ископаемые, которыми богат Казахстан, будут расти в цене, но только большой экспортный потенциал и высокая добавленная стоимость могут защитить нашу экономику от шоков.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.