Антон Мусин: Halyk Bank переходит в phygital-формат взаимодействия с клиентами
Над чем сейчас работает компания, как упрощает свои биометрические процессы и что является ее «головной болью»За этот непростой год, пока одни банки теряли доверие, а вместе с ним и клиентов, Halyk Bank только укрепил свои позиции на рынке. Он заранее был готов к дистанционному сервису, попутно запустив ряд новых онлайн-проектов. Над чем сейчас работает компания, как упрощает свои биометрические процессы и что является ее «головной болью», рассказал Антон Мусин, первый заместитель председателя Halyk Bank, курирующий блоки Транзакционного бизнеса и IТ.
- Антон Германович, 2020 год внес свои коррективы в работу банков. Как еще трансформируется сервис в Halyk Bank, если пандемия продолжится и в 2021 году?
– Мы и до карантина успешно настроили большую часть удаленных сервисов. Например, биометрическую регистрацию клиентов через Homebank и другие онлайн-сервисы. Но пандемия, как мы видим, может продлиться, и это станет дополнительным драйвером для всего рынка. В новом году мы продолжим активно развивать возможности наших удаленных каналов обслуживания включая call-центр, платежные терминалы и банкоматы.
За прошлый год мы проделали большую работу по развитию приложения Homebank. Благодаря ему наши клиенты, не выходя из дома, открывают счета, оформляют карты и проводят моментальные транзакции и платежи, имеют возможность купить страховку на автомобиль, взять в рассрочку товар и многое другое.
Нас часто спрашивают, заимствуем ли мы идеи в части нашего финтехразвития. Короткий ответ – отчасти да. В мировой практике масса идей и технологий, которые могут взлететь у нас в Казахстане. В чем-то мы перенимали опыт России, где рынок схож с нашим по динамике и уровню развития. Немало интересных идей и концепций мы берем из Китая и Юго-Восточной Азии. Но отмечу, что финтех Казахстана довольно развит и насыщен. Казахстанцы давно привыкли к базовым вещам в обслуживании онлайн, а той же Германии до этого еще пять лет идти. При этом многие сервисы Halyk Bank запускает первым, задавая тренд другим участникам рынка.
- Нет ли риска в том, что сегодня все банки предлагают клиентам перейти на удаленные каналы обслуживания? Как тогда такая ключевая ассоциация с Halyk Bank, как традиция, интегрируется в цифровое будущее?
– Являясь фининститутом с самой большой филиальной сетью, мы, в отличие от других банков, сознательно не отказываемся от традиционных каналов. Наш банк переходит в формат phygital, когда клиенты смогут пользоваться одновременно и цифровыми, и офлайн-каналами. В этом случае сеть больше играет консультативную роль и роль канала для продажи сложных продуктов, а в цифровые каналы уходят транзакционные сервисы и взаимодействие с нашими цифровыми экосистемными сервисами.
- Начиная с 2011 года Halyk Bank, как эквайер, ежегодно подтверждает свой сертификат качества безопасности на международном уровне. Сохраните ли вы эту прерогативу и с биометрией?
– Эта международная сертификация лишь доказывает, что мы в состоянии обеспечить безопасность данных своих клиентов и работать с рисками. Аналогично конфиденциален и наш биометрический сервис, реализуется он с поддержкой государственных баз, которыми мы пользуемся. Для этого мы сделали многоступенчатую и многофакторную защиту. На основе сбора биометрических данных мы принимаем взвешенные решения. Проблемы в биометрической идентификации тоже не вижу. Мы превосходно работаем с рисками и в том числе такого рода, в том числе и потому, что мы умеем хранить и анализировать большие данные и на основе их контролировать такого типа риски.
- Есть ли у вас планы по упрощению ваших биометрических сервисов?
– Да, такие планы у нас есть. Сервис цифрового онбординга, который мы используем для физических и юридических лиц, для нас является одним из самых ключевых в банке. Его высокое качество и скорость прохождения и безопасность для нас приоритет номер один. К сожалению, технологии накладывают определенные ограничения на процесс, не давая сделать его сверхудобным и мгновенным. Но мы постоянно совершенствуем наши технологические решения и модифицируем сам процесс как таковой. Например, клиент сможет воспользоваться частью наших услуг даже без полной идентификации. А для последующих этапов он может идентифицировать себя через улучшенную биометрию или другие каналы связи.
На начальном процессе онбординга клиент сможет легко открыть виртуальную карту и с небольшим лимитом осуществлять довольно большой объем операций. По желанию, он легко доведет процедуру регистрации до конца в удаленном режиме.
- Ввод 5G как-то ускорит эти процессы?
– Я тут консервативен. По крайней мере в ближайшие два года 5G прямого влияния на наши инициативы не окажет. Эта технология пока применима только в мегаполисах, и сценарии ее применения весьма специфичны. Плюс для операторов, в моменте, это очень дорогая технология. Откровенно говоря, я не жду широкого внедрения 5G завтра в Казахстане, хотя знаю, что сейчас происходит довольно много технологических пилотов в этой части.
- Вы с eGov недавно реализовали проект по открытию счета для ИП онлайн. Что-то подобное будет еще в коллаборации с государством?
– Да, сейчас наши отношения с государством активно развиваются. В ближайшем будущем будет реализована серия проектов по кредитованию и сервис-регистрации ИП через платформу банка.
Также у нас есть несколько других идей в проработке по дополнительным сервисам, которые помогут и гражданам, и государству. И это пересекается с повесткой МЦРИАП РК, когда банки выступают инновационными площадками для предоставления госуслуг.
- Наверное, IT-команда - это сердце цифрового развития любого банка. Насколько тяжело создать команду мечты?
– Да, сейчас это одновременно и гордость банка, и одна из его «головных болей». Ведь все наши проекты связаны с последними технологиями, а специалистов, готовых взяться за них, катастрофически мало. В условиях открытого рынка местные специалисты не гнушаются работать удаленно на крупные западные компании или уезжают за рубеж. Конкуренция за людей лишь усилилась.
Мы многое делаем для привлечения специалистов, но рынок ограничен. Поэтому сейчас мы начали серию инициатив по «перехвату» талантов со школьной или университетской скамьи. Например, у нас есть программы, когда наши эксперты преподают в учебных учреждениях. С нуля обучаем заинтересованную молодежь современным трендам и технологиям, передаем ей знания.
Конечно, всегда есть возможность привлечь иностранных специалистов или интеграторов, но цель для себя мы ставим – развивать свою команду. Это в целом тренд финансовых организаций не только в Казахстане. Все сейчас активно переходят на in-house-разработку и развитие. Такой подход дает существенную гибкость и большие возможности на очень конкурентном финтехрынке. Поэтому многое из того, что вы видите как пользователи наших услуг, мы делаем благодаря казахстанским талантам.
- Что в недалеком будущем оптимизирует Homebank, может, заменит наличные и карты на 100%?
– Это приложение мы планируем сделать точкой максимального, первичного, но не единственного взаимодействия клиента с нашей экосистемой. Планов очень много по развитию платформы. Немало было улучшений и за прошлый год, на следующий год, мы надеемся, тоже вас удивим!
- Почему Homebank Pay тогда недоступен для устройств iOS?
– Это связано с политикой компании Apple. На их устройствах на системном уровне закрыта возможность работы с NFC-модулем. Поэтому на IPhone вы можете пользоваться только Apple Pay, а на Android устройствах такого ограничения нет.
- Как вы планируете развивать дальше свою экосистему?
– В ближайшие три года у нас на этот счет большие планы. Но и на сегодня мы проделали немало. Вся эта информация имеется в публичных отчетах. Один из успешных и недавно запущенных проектов по развитию нашей экосистемы - сервис по продаже авиа- и ж/д билетов – Halyk Travel. Недавно мы запустили отдельные платформы по реализации ценных бумаг, туров и цифровой страховке. И это только начало! У нас много планов на 2021 год. Ведь создание экосистемы – один из ключевых элементов развития банка и удержания его доли на рынке.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.