Бизнес-инсайты Кирилла Куницкого

Как реанимировать свое дело и создать лучшую команду

Экономический шторм еще не стих, а на берег продолжает выносить и китов бизнеса, и мелкую рыбу. Кто поможет вернуть эффективность компании, отпустит ее в большое плавание? Сегодня есть специалисты, реализующие не только консалтинговые проекты, но и программы глубокой реструктуризации. Один из них — Кирилл Куницкий, украинский предприниматель, бизнес-инсайты которого набирают неплохие просмотры на YouTube. Команда Кирилла — «Бизнес-Конструктор» — работает с казахстанскими собственниками бизнеса уже два года. Своим мнением о проблемах местного предпринимательства и интересными лайфхаками эксперт поделился с корреспондентом «Капитал.kz».

— Кирилл, какие ваши услуги востребованы в Казахстане?

— Большинство собственников компаний в Казахстане, особенно это касается МСБ, на мой взгляд, строят свой бизнес «на коленке», не имея никакого профильного образования. Нам часто приходится начинать обучение с азов — объяснять, что такое маркетинг, как строятся продажи, что такое эффективное управление персоналом и т. д. За те два года, что мы работаем в Казахстане, уже более 1500 владельцев компаний прошли обучение на коротких одно- и двухдневных практикумах по систематизации бизнеса, продажам, финансам, управлению персоналом. Это владельцы компаний из абсолютно разных сфер бизнеса — производство, логистика, розничная торговля, строительство, рестораны, услуги. Хочу отметить, что кризис порождает спрос на эффективность бизнеса, поэтому сейчас достаточно большое количество компаний обращаются к нам за помощью. Надо понимать, что уже завтра те подходы, благодаря которым многие росли до настоящего момента, перестанут работать.

— Что представляет собой услуга по глубокой реструктуризации бизнеса? Сколько это стоит?

 — Мы начинаем всегда с определения бизнес-модели, то есть помогаем компании четко определить целевые сегменты своих клиентов, понять их проблематику и реальные потребности, сформировать концепцию идеального продукта, разработать технологию продвижения на рынке. Далее прорисовываем эффективную организационную структуру компании, прописываем ключевые бизнес-процессы. Причем обязательно в динамике с учетом планируемого развития бизнеса. И, к слову, здесь важно избегать гибридных центров ответственности, когда один сотрудник отвечает одновременно за весьма разнообразные задачи. А для быстрого роста компании мы рекомендуем обязательно изолировать центры ответственности, отвечающие за привлечение новых клиентов, например, отдел продаж.

Затем мы строим работу с командой и HR-процессы. Проводим аудит команды, проверяем, насколько все сотрудники находятся на своих местах, какой у них уровень профессионализма, мотивации и лояльности к руководству и компании. После этого запускаем ритм мероприятий по стратегическому планированию и внедряем функцию операционного управления бизнесом. Стоимость консалтингового проекта обычно находится в диапазоне от $10 тыс. до 50 тыс.

— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются собственники компаний?

— Основная проблематика, с которой приходят к нам, — это чрезмерная зависимость бизнеса от собственника, в результате чего предприниматель не может жить полноценной жизнью и постоянно вынужден быть включенным в операционные процессы своей компании. Владельцу компании надо уделять больше 70% своего времени на разработку конкурентной бизнес-модели, а не рутине и не решению операционных задач. Пока собственник не наведет порядок в своей голове и не сложит картинку того, как должен работать его бизнес в идеале, он не сможет реализовать это на практике. Это и есть систематизация бизнеса.

— А как определить, какие каналы продвижения лучше использовать?

— Для большинства компаний в сегменте B2B (работа с корпоративными клиентами) наиболее актуальным каналом продвижения будут активные прямые продажи, для сегмента B2C (индивидуальные клиенты) это будет интернет-маркетинг. Речь идет о ключевых каналах продвижения. Далее необходимо выбрать усиливающие каналы (ATL-реклама, BTL, экспертный маркетинг, event-маркетинг, партнерский маркетинг и т. п.).

— Каковы ключевые тезисы вашего семинара по построению успешной команды. Какие HR-формулы важно знать руководителю?

— Важное правило управления: хочешь обеспечить качество результата — обеспечь качество процесса. Даже если в компании работает HR-менеджер, собственник должен быть уверен в том, что этот сотрудник правильно закрывает свою зону ответственности. А для этого нужно иметь представление о том, как должны быть выстроены HR-процессы: подбор сотрудников, их адаптация, управление мотивацией, развитие работников, управление корпоративной культурой. Замечу, что именно на этапе подбора — рекрутинга — закладывается фундамент успеха или неудачи бизнеса. В первую очередь сотрудники должны подходить по личностным качествам, и только во вторую — по профессиональным. Нужно пересеивать очень много кандидатов и правильно организовать процесс тестирования. Процесс адаптации также важен. Колоссальная ошибка руководителей — обучение новичков «на пальцах». В итоге они входят в курс и начинают более-менее адекватно работать только через несколько месяцев работы в компании. Существует набор отличных методов, позволяющих обучать новых сотрудников за считанные недели. Управление мотивацией — также очень важно. Необходимо реализовать системную функцию мониторинга морального состояния сотрудников и своевременной реакции на любые их проблемы. Следующий важный блок HR-политики — развитие персонала и методы оценки сотрудников. Ну и корпоративная культура — это набор привычек, которыми живет вся команда, единый набор принципов «что такое хорошо и что такое плохо».

- В чем часто заключаются ошибки руководителя в HR-политике?

— Наш опыт показывает, что любая компания штатом более 40 человек, не имеющая менеджера по персоналу, теряет намного больше денег из-за неэффективности команды, чем зарплата этого сотрудника. Отсутствие единого видения будущего бизнеса и целей, понятных всей команде, ведет к неудачам и пассивности персонала. Еще одна ошибка — применение жесткой административной модели взаимодействия «руководитель — подчиненный»: «Я купил твое время, делай то, что я тебе говорю». Это порождает оппозиционность команды по отношению к руководству.

— Насколько кризис увеличил базу безработных специалистов и как изменились подходы к найму?

— Частично увеличил, но важнее сказать о другом: на рынке труда повысилось количество некомпетентных сотрудников, так как компании начали активнее сокращать неэффективных работников. В связи с этим рекрутерам стало сложнее находить компетентных кандидатов, конкуренция за них на рынке труда сильно возросла.

— Что вы думаете о вопросе блата при приеме на работу в РК?

— Я считаю это большой проблемой казахстанского бизнеса. Это меньше касается международных компаний, но если компания имеет местных акционеров, то это становится настоящей эпидемией и очень замедляет развитие бизнеса. Я обычно шучу на эту тему, говорю, что, если вам хочется помогать знакомым — откройте отдельную компанию, назовите ее «социальный проект поддержки друзей и родственников» и нанимайте их всех туда. И пусть эта компания будет убыточной. Зато ваш основной бизнес станет намного более прибыльным. Самое главное, собственник бизнеса должен помнить, что уровень его бизнеса — это проекция уровня развития его личности.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤