Как взрастить руководителя внутри команды
Человек может быть хорошим специалистом, но при этом слабым управленцем, считает Кирилл КуницкийСуществует множество факторов, влияющих на здоровье бизнеса, однако одним из наиболее важных является эффективность руководителей. Пока компания небольшая и находится на этапе стартапа, предприниматель может собственноручно управлять всеми сотрудниками. Однако, когда бизнес масштабируется и команда растет, управлять сотрудниками становится всё сложнее. Постепенно в бизнесе начинает формироваться управленческая команда, считает основатель международной Школы системного бизнеса «Бизнес-Инкубатор» Кирилл Куницкий.
С одной стороны это может казаться очень удобным — нанял готового руководителя отдела, передал ему зону ответственности и спи спокойно. Однако в реальности всё намного сложнее.
Очень
часто наёмные руководители, даже имевшие профильный опыт работы, оказываются
недостаточно компетентными и подводят.
Причина этого — низкая культура ведения бизнеса. Руководителей никто не учит руководить. Человек может быть хорошим специалистом (маркетологом, логистом, финансистом), но при этом весьма слабым управленцем.
Часто происходит наследование неэффективности — управленец когда-то подсмотрел управленческие модели у своих бывших руководителей, которые были по-своему неэффективными, и принес их в вашу компанию. Если ничего не делать, то культура управления в компании может наполниться плохими управленческими привычками, привнесенными всем нанятым руководящим составом. А это приводит к глобальной просадке бизнеса.
Любой предприниматель, который хочет построить эффективную и динамичную компанию, должен позаботиться, чтобы его руководители были не только профессионалами в своей области, но и компетентными управленцами.
Как этого достичь? Руководителей нужно развивать внутри компании! А для этого необходимо позаботиться о создании внутренней системы развития руководителей.
Важной составляющей подобной системы является профиль компетенций руководителя. Это документ, включающий в себя знания и навыки, которыми должен владеть эффективный управленец. К ним относятся, например, такие:
- тестирование кандидатов при подборе персонала;
- вводное обучение сотрудников;
- управление мотивацией персонала;
- постановка целей и контроль их достижения;
- оценка и развитие сотрудников;
- проектное управление;
- разрешение конфликтов внутри коллектива;
- описание бизнес-процессов;
- организация эффективного взаимодействия своей команды с другими подразделениями компании;
- формирование корпоративной культуры;
Это только часть компетенций эффективного руководителя.
Приобретение руководителями данных навыков управления дает колоссальный толчок в развитии компании. Профиль компетенций — это только первый этап создания системы развития руководителей. Он показывает руководителю, какими навыками и он должен обладать. Далее важно построить непосредственно систему обучения. Важной составляющей такой системы является аттестация на выходе.
Прохождение подобной системы обучения дает первый шаг руководителю в его развитии, однако далее начинается кропотливый труд по прививанию полученных знаний и навыков.
Важным
фактором успешного обучения руководителей является наличие высокой культуры
управления у первого лица компании.
Если она отсутствует и собственник не владеет навыками эффективного управления людьми, то крайне сложно создать качественную культуру управления в коллективе. Всегда нужно начинать с себя.
В рамках Школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор» мы создали целый ряд учебных программ, которые помогают в короткий срок получить концентрат необходимых управленческих инструментов как собственникам бизнеса, так и топ-менеджерам.
С масштабированием бизнеса и увеличением команды, в организационной структуре должен появится HR-отдел, в функциональные обязанности которого также входит и развитие руководителей.
В небольших компаниях с задачей обучения руководителей может справиться сам
собственник или директор.
Однако это занимает много времени. Поэтому, мы в Школе
системного бизнеса «Бизнес-Конструктор» разработали специальную двухмесячную
программу «Топ-менеджер», которая нацелена на комплексное обучение управленцев.
По опыту могу сказать, что для качественного внедрения знаний и навыков
необходим длительный период времени.
А для тех, кто хочет получить концентрат знаний уже здесь и сейчас, мы подготовили однодневный практикум «Эффективный руководитель», на котором вы сможете получить:
- Готовые стандарты ежедневной работы руководителей.
- Простые принципы управления фокусом команды и ее мотивацией.
- Эффективные инструменты регулярного менеджмента.
- Секреты постановки и достижения краткосрочных и долгосрочный целей.
- Работающий алгоритм построения сильной корпоративной культуры.
- Полезные знакомства среди собственников бизнеса.
Независимо от того, будете вы получать эти знания вместе с нами или самостоятельно, помните о том, что от качества работы руководителей напрямую зависит здоровье вашей компании.
И, напоследок.
Значительную помощь в развитии руководителей может оказать литература. Поэтому рекомендую к прочтению каждому начинающему руководителю такие книги, как:
- Джим Коллинз «От хорошего к великому»;
- Ицхак Адизес «Идеальный руководитель»;
- Стивен Кови «Лидерство, основанное на принципах»;
- Дэвид Хэнна «Лидерство на все времена»;
- Тони Шей «Доставляя счастье».
Больше рекомендованной литературы в моем блоге www.kunitsky.com.
Вся
эффективность работы бизнеса крайне зависит от профессионального уровня
руководителей. Поддерживайте и развивайте его.
Кирилл Куницкий — основатель международной Школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор», эксперт в области систематизации бизнеса, эффективного управления и построения сильных команд. Автор и ведущий обучающих программ для собственников, топ-менеджеров, HR-менеджеров компаний. Спикер и модератор конференций.