У Алматы появился собственный логотип

Артур Котенёв о брендбуке южной столицы

Друзья, это свершилось! У нашего города появился собственный туристический бренд.

Напомню, что в январе этого года Управление архитектуры и градостроительства объявило конкурс на создание брендбука города. Конкурс ставил своей целью найти лучшую концепцию, которая учитывала бы градостроительные традиции, культурное наследие и современные тенденции. И вот 6 мая стали известны итоги, которые на этой неделе озвучила председатель правления АО «Центр Развития города Алматы» Жанна Тулегенова.

Она отметила, что туристический бренд города выполнен с учетом современных трендов, сохраняя при этом культурно-исторические традиции.

Основными целями создания туристического бренда станут повышение узнаваемости Алматы, туристическая привлекательность, привлечение инвестиций, а также формирование единого стиля города.

"Логотип напоминает структуру неделимой частицы – атома. Яблоко в центре – это ядро. Семь кругов вокруг него символизируют заложенные в ядре орбиты энергии", – рассказала Тулегенова. Она подчеркнула, что в казахской культуре цифра 7 обладает сакральным значением: "Казахи чтят жеті ата как связь со своим родом, отдавая дань уважения к прошлому – традициям народа и олицетворяя устремленность в светлое будущее".

Цветовой код логотипа основан на казахской орнаменталистике. Ассоциативно это цвета неба, флага Казахстана, солнца, свободы, жизненной силы и энергии, гармонии с природой, вдохновения и чистоты творческого пути. Голубой – цвет национального флага – символ независимости, мира и единства, синий – высший закон и нравственные ценности. Желтый символизирует цвет солнца, источник жизни и энергии, благополучия и изобилия. Оранжевый – это цвет земли, первоосновы бытия, которая ассоциируется с основательностью и стабильностью. Зеленый символизирует гармонию с природой, единение с окружающим миром и весеннее возрождение, фиолетовый – чистоту духовного пути и внутреннюю сосредоточенность. Ну а красный – это символ жизненной силы и созидательного импульса, разъяснили организаторы презентации.

Надпись внизу, выполненная латинскими буквами, символизирует открытость и гостеприимство мегаполиса, а также стремление Алматы к развитию туризма. Надпись выполнена с использованием зеленых и красных цветов. Зеленый цвет имеет символическое значение, он является символом молодости и весны, выразителем роста и развития. Также в надписи «Almaty» одна буква исполнена в красном цвете, что является символом жизни и созидательного импульса, делая обоснование символа нашего города – яблоко. Апорт - это символ и легенда Алматы, которую мы сейчас возрождаем.

Многие из вас наверняка зададутся вопросом: а для чего вообще был необходим этот конкурс городу, у которого есть свой герб? Объясню. Дело в том, что графическая идентификация города и герб выполняют разные задачи.

Герб не может быть изменен и модифицирован. Логотип же является элементом фирменного стиля в городском оформлении, направлен на привлечение туристов, повышение узнаваемости города.

Герб необходим для осуществления официальных представительских функций и, как государственные символы, не может быть изменен или модифицирован. Логотип несет в себе в первую очередь коммуникационную функцию на языке современного брендинга. Требования к его использованию в рамках брендбука более гибкие, чем у герба города. Логотип может отображать настроение, гармонично интегрироваться в фирменную стилистику городских или международных мероприятий. Стоит отметить, что при внедрении логотипа использование герба города остается, так как он является официальным символом государственных функций.

Но вернемся к конкурсу и его победителю. Чтобы выявить лучшего, была сформирована экспертная комиссия из 14 специалистов, в числе которых были историки, искусствоведы, художники и дизайнеры. Члены экспертной комиссии из 109 поступивших заявок отобрали 25 лучших работ, которые были выставлены для онлайн-голосования. По его итогам более трех тысяч человек выявили 8 наиболее интересных работ, признав лучшей концепцию Тиграна Туниянца. Она в итоге и стала основой для разработки туристического бренда города.

О своей концепции рассказал сам Тигран. Он назвал Алматы многогранным городом, объединяющим энергию нового времени и глубокие традиции.

– Ключевая идея – единство многообразия. Центральный объект – яблоко – как ключевой символ города, которое также является ядром атома, окруженного полями энергии. Логотип создан на основе самых современных визуальных трендов и олицетворяет «зеленые» технологии. Сфера в центре логотипа символизирует объединяющую энергию. Цветовой код логотипа базируется на системе семи цветов древних тюркских орнаментов, которые глубоко укоренились в казахской традиции и активно проявляются в прикладном искусстве.

По словам разработчика, графическая идентификация позволит создать эффективный инструмент коммуникации, который будет способствовать развитию приоритетных для города направлений.

Использование логотипа, который, к примеру, можно наносить на футболки, авторучки и блокноты, повысит узнаваемость Алматы в стране и за рубежом, а значит, поможет развитию туризма и привлечению инвестиций. Брендбук Алматы не только создаст привлекательный имидж города, но и будет способствовать росту самоидентификации горожан, повысит у них гордость за свой город, а заодно и сформирует позитивное общественное мнение.

Пройдет совсем немного времени, и футболки с логотипом Алматы будут так же популярны, как, например, майки с надписью «I LOVE NY», которые носят во всем мире.

Пользуясь случаем, хочу сообщить, что в будущем все визуальное оформление Алматы, в том числе и архитектурный облик, и наружная реклама, будут выполняться в едином стиле, представленной цветовой гамме согласно разработанному брендбуку. Супермаркет или ресторан, любой социальный объект должны будут придерживаться в своем оформлении определенных шрифтов и цветовой гаммы. Как мы видим, сегодня в городе присутствует буйство красок и разнообразие стилей, которые подчас искажают облик Алматы, формируют неоднозначные впечатления о нем. Вместе с тем в южной столице формируется единый стиль в архитектурно-строительном облике. Эксперты уверены, что упорядоченность в оформлении придаст городу дополнительную уникальность, которая привлечет в Алматы не только туристов, но и инвесторов.

Артур Котенёв

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤