Мы вывели нашу сеть на другой уровень с точки зрения скорости
Altel в два раза увеличил среднюю скорость интернета для своих абонентовAltel в два раза увеличил среднюю скорость интернета для своих абонентов. Это стало возможным благодаря технологическому решению, которое недавно внедрила компания. Подробнее об этом в своем первом интервью на должности руководителя совместного предприятия «Tele2 Казахстан» и Altel рассказал Роман Володин.
- По сути, первым серьезным решением, которое вы приняли на этом посту, была отмена безлимитных тарифов. Это была ваша идея?
- Это решение назревало и до моего прихода, мы всего лишь его финализировали, но если бы я работал в компании дольше, скорее всего я был бы тем человеком, который это решение инициировал. В моем понимании это правильный шаг и для индустрии в целом, и для клиентов, которые пользуются нашими услугами. Наша долгосрочная задача – сохранять технологическое лидерство и сделать так, чтобы абоненту были доступны все заявленные в тарифах этого стандарта скорости. Это абсолютно неправильно, когда 5% клиентов генерят 30% трафика, создавая локальные перегрузки. При этом платят они за это ровно столько, сколько остальные 95% абонентов, которые используют мобильный интернет гораздо меньше.
Я понимаю, что шаг был болезненный, резонансный, у нас первые два дня были очереди, но на текущий момент все вопросы сняты. Сейчас мы уже видим, что перегрузка значительно снизилась. При этом мы понимаем, что часть абонентов выбрала себе другого оператора, но объективно есть только одно решение – взять для своих объемов потребления фиксированный интернет. Сейчас мы за те же деньги даем 30 гигабайт без ограничения скорости. Можно каждый день на экране вашего гаджета смотреть по одной серии (600-700 мегабайт) любого сериала.
- А нельзя было как-то масштабировать сеть без отмены безлимитов, чтобы «качальщики» так ее не перегружали?
- Когда мы принимали решение, смотрели на то, что происходит на сравнимых рынках, так вот у нас самый низкий ARPU с самым большим объемом data-потребления. Мы, как оператор, оказываем качественную услугу и должны ее окупать. Сейчас на рынке возникает так называемый эффект ножниц – трафик растет, а выручка падает, в лучшем случае стабильна. Это путь в никуда. С одной стороны, мы изменили тарифные планы, но продолжаем инвестировать в сеть и улучшать качество. Но пытаться компенсировать только инвестициями несвойственное мобильному интернету потребление, особенно в условиях кризиса, это неэффективный путь.
- А как же насчет тяжелого контента, который предоставляют так называемые OTT-сервисы, – мобильное ТВ, музыка, фильмы. Получается, просмотр видео онлайн – это несвойственное мобильному интернету потребление?
- Нет, потому что вы за это будете платить. Мы тоже видим возможность развивать OTT-сервисы, вопрос в том, когда вы платили за безлимит, операторы ничего не получали за них. ОТТ-предложения оператор может по-разному пакетировать с другими услугами, извлекая дополнительную маржу из самой услуги, и это нормальная ситуация. А так, пропуская трафик, оператор не получает прибыли.
- Расскажите о новом техническом решении, которое вы недавно внедрили для снятия нагрузки с базовых станций?
- Мы презентовали новое решение в своей сети, которое в свою очередь позволило нам снять нагрузку с перегруженных базовых станций и обеспечить одинаково высокую скорость абонентам, независимо от загрузки канала. Сейчас это решение работает для Алматы, Астаны, Караганды, Шымкента, Актобе, Атырау, Кызылорды, Тараза, Усть-Каменогорска, где средняя скорость на абонента возросла от 50% до 75%, и в течение ближайшего времени будет масштабировано на весь Казахстан.
- Могли бы вы пояснить: то есть отменой безлимитных тарифов не удалось полностью решить вопросы с перегрузками сети? Пришлось принимать дополнительные меры?
- Если говорить упрощенно, это дополнительное расширение или модернизация БС, что позволяет существенно увеличить емкость сети и повысить ее качество. Когда мы убрали безлимит, задача была снять перегрузку. Сейчас мы запустили вторую несущую и по всей стране будем удваивать емкость нашей сети, это скажется на увеличении средней скорости. То есть отмена безлимита – это борьба с перегрузками сети, наше новое решение – задел на будущее, чтобы сохранить технологическое лидерство, следующий шаг в развитии сети.
Ранее мы сознательно пошли на непопулярные решения, чтобы снять ненормированную нагрузку на нашу сеть и дать равные возможности нашим абонентам пользоваться интернетом 4G. Для наших абонентов 4G – не просто значок на смартфоне, а по-настоящему бесперебойность и высокое качество соединения.
Мы хотим сохранить наше лидерство с точки зрения скорости передачи данных в мобильных сетях. Нагрузка всегда есть относительно чего-то. То же самое со скоростью – что для нас будет бенчмарком? Показатель 20 Мбит в секунду в 4G сетях мы уже давно достигли и перекрыли, но если брать лучшие мировые практики, средней скоростью считается 40-50 Мбит в секунду, в пике 80-90 Мбит, в лабораториях достигаются скорости в 200 Мбит в секунду. Сейчас мы вывели нашу сеть на другой уровень с точки зрения скорости. Сегодня в «зеленой зоне» 80% базовых станций с точки зрения скорости пропуска трафика на одного пользователя, больше 10 мегабит на пользователя в часы наибольшей нагрузки.
- Как обычный абонент это может ощутить? Проверив скорость по speedtest.net?
- Да, абонент может получать максимальную скорость, которую предоставляет стандарт 4G. У меня лично на смартфоне максимально было 83 Мбит в секунду.
- В соцсетях очень мало отзывов об этом, еще не все ощутили новые возможности?
- В маркетинге есть правило 3/11. Если вам что-то нравится, вы расскажете это трем людям, а если нет – одиннадцати. То же самое и здесь. Негатив быстро вспыхивает и его долго помнят, а с хорошими новостями надо более скрупулезно работать.
- Насколько динамично растет data-трафик в ваших сетях?
- Да, он существенно рос в 2015 году и продолжает расти сейчас. За первые 4 месяца этого года по нашей статистике у Теле2 суммарный трафик составлял в месяц порядка 10 петабайт, в сети Altel он больше в два раза – 23 петабайта в месяц. Совокупно на наши сети приходится более 60% всего мобильного интернет-трафика в стране.
В среднем абонент увеличивает потребление мобильного интернета в 1,5-2 раза каждый год. Никто не знает, где будет насыщение, трафик объективно продолжит расти, но однозначно сказать, что в этом году также будет двукратный рост, я не могу.
- А сравнялась ли уже выручка от data-услуг с выручкой от голосовых услуг?
- Data растет уверенными темпами. Пока этого не произошло, но я не вижу причин, чтобы это не случилось в текущем году. Она будет расти, люди все больше выбирают пакетные предложения с акцентом на передачу данных.
- Сейчас основное технологическое лидерство вашей компании в республиканском покрытии. Как планируете его удерживать в перспективе, когда операторы сравняются по условиям?
- Остальным операторам предстоит приложить еще немало усилий, чтобы построить качественную 4G сеть и обеспечить хорошую скорость. Тем временем мы продолжаем инвестиции в развитие сети, расширение покрытия и повышение качества как голоса, так и передачи данных. Мы планируем, что к концу этого года сможем охватить сетью 4G до 80% населения страны.
Мы не питаем никаких иллюзий – наше технологическое лидерство в рамках СП не бесконечно, с учетом достигнутого нам надо бежать быстрее. Для нас важно качество самой услуги и ее доступность.
Об интеграции бизнесов Tele2 и Altel, а также стратегии на рынке
- В середине февраля вы пришли на должность СЕО компании «Tele2 Казахстан», а уже с 1 марта возглавили совместное предприятие Tele2 и Altel . Как вы себя ощущаете в должности главы объединенной компании? Это ведь структурно непростой для нее период.
- Для меня это профессиональный вызов. До этого я руководил крупным функциональным блоком, сейчас руковожу целым бизнесом. Мне интересны и сам проект, и рынок, и та цель, которую передо мной ставят акционеры, она меня очень сильно драйвит и мотивирует. На базе двух компаний нам нужно создать лидирующего оператора в стране. А интеграция двух устойчивых бизнесов, на каком бы рынке она ни проходила, всегда процесс сложный, всегда бывают отрицательные моменты, но в целом интеграция – вещь правильная и позитивная. Это полезно для рынка, для абонентов и приносит прибыль акционерам. Это win-win-ситуация.
- До того момента как об объединении компаний заявили официально, на рынке ходило много слухов о том, что Tele2 уйдет из страны в силу низкой эффективности для своих акционеров или будет продана. Например, глава компании «Beeline Казахстан» Александр Комаров в интервью нашему изданию заявил, что он воспринимает проект Tele2 на рынке Казахстана как не самый успешный в портфеле группы Tele2. Как вы можете это прокомментировать?
- Можно по-разному относиться к тактике и стратегии Tele2 на рынке, но мы всегда были и остаемся той компанией, которая бросает вызов, которая нацелена на рост и отнимание доли рынка у других операторов. В основе нашей модели лежит самое лучшее ценовое предложение. А когда рынок близок к олигополии, приход агрессивного дискаунтера всегда воспринимается болезненно. У нас есть большой опыт конкуренции с Beeline, в том числе в России. Поэтому коллеги прекрасно осознают наши возможности и ту угрозу, которую мы можем собой представлять.
Теле2 всегда была нацелена на рост конкуренции, мы приносим на рынок эффективность с точки зрения того, что рынок предлагает своим абонентам.
Если говорить конкретно о результатах нашей работы в Казахстане, мы достигли достаточно многого, и в целом по группе Теле2 тоже вопрос в том, кого с кем сравнивать. Мы в Казахстане стали солидным успешным оператором, на базе которого теперь создано совместное предприятие. Поэтому называть нас неуспешными я бы не стал.
- Планы подвинуть второго игрока в силе? В какие сроки планируете это осуществить?
- Мы стремимся к этому. Уже сейчас объединенная компания Altel и Tele2 составляет 23% доли рынка. Мы видим тенденцию, когда клиенты выбирают привлекательные цены и высокоскоростной доступ в интернет – именно то, что мы и предлагаем. Это демонстрируют последние данные по MNP – в Altel и Tele2 перешли совокупно 31 066 (Tele2 – 21 947, Altel – 9119) абонентов, тогда как другие операторы теряют своих клиентов. По состоянию на 12 мая Beeline – минус 2501, Kcell – минус 34 450.
Как вы видите, рынок – весьма динамично меняющаяся вещь, сейчас минимизированы барьеры для смены оператора. Поэтому цель стать вторыми на рынке вполне реалистичная, но здесь мы не питаем иллюзий, понимая, с кем нам придется конкурировать. В какие сроки это произойдет – закрытые планы, не будем облегчать труд нашим конкурентам.
- А ценовая политика останется прежней?
- Важно понимать, что в объединенной компании есть два бренда с разным позиционированием и разной стратегией, ориентированных на разную целевую аудиторию. Если мы говорим о Tele2 – да, мы останемся ценовым лидером, это суть нашей бизнес-модели и основа бренда. У Altel будет своя стратегия позиционирования.
- Трудно с точки зрения управления руководить двумя совершенно разными брендами?
- В мире не так много операторов, у которых в портфеле есть несколько брендов на одном рынке. Но если взять рынок FMCG, в портфеле крупнейших игроков всегда есть несколько брендов в разных нишах. Для телекома это не совсем типичная ситуация, хотя если взять опыт Теле2, у нас есть ряд рынков, например, в Швеции или Прибалтике, где в нашем портфеле присутствуют два бренда. Поэтому мы понимаем, как с этим работать. Это усложнение задачи, но и одновременно новые возможности с точки зрения позиционирования на разные сегменты.
- С точки зрения маркетинговой политики, проводимой до слияния, сложно найти два более разных по своему позиционированию бренда: дерзкий, провокационный Tele2 и консервативный Altel.
- Для меня это всего лишь означает, что на рынке есть аудитория, которая выбирает Tele2, и есть аудитория, которая выбирает Altel. То, что эти два бренда не похожи, – это прекрасно, гораздо хуже, когда в портфеле два бренда, которые конкурируют между собой и один каннибализирует другой. Компания начинает неэффективно расходовать собственные средства: инвестируешь в два бренда – и собственные инвестиции начинают работать против тебя. В нашем случае мы добиваемся дополнительной синергии за счет общей структуры затрат, при этом инвестируем в разные аудитории. Вопрос в том, как, проводя активности в одном, не навредить в другом.
Если мы понимаем, что какому-то абоненту Altel больше подходит продуктовое предложение Tele2, наша задача, чтобы переход был с минимальным неудобством для него самого. А с точки зрения бизнеса мы должны сделать это максимально эффективным для нас с точки зрения финансов. Но мы не намерены стимулировать эту каннибализацию. Эти абоненты все равно остаются клиентами объединенной компании.
Бизнес-модель совместного предприятия будет строиться по процессам функционирования Tele2. Наша задача в рамках создания СП адаптировать все процессы Altel, при этом сохранив их лучшие практики с точки зрения того, как строить и обслуживать сеть.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.