Единая валюта ЕАЭС должна быть привязана к золоту
О Евразийском экономическом союзе рассказал Леонид ЗаикоСтранам СНГ необходимо отменить НДС и налог на прибыль, а единую валюту ЕАЭС стоит привязать к золотому содержанию. О Евразийском экономическом союзе, совместных планах на будущее стран-участниц в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал сторонник золотого стандарта, известный белорусcкий экономист Леонид Заико.
- Леонид Федорович, как на сегодняшний день складываются экономические отношения между Беларусью и Казахстаном, на ваш взгляд?
Отношения, на мой взгляд, поверхностные, я бы даже сказал, пропагандистские. Мы не имеем большого взаимного оборота, в основном преобладает экспорт: молочные продукты, сахар, продовольственные товары. Белорусов больше интересует та же Польша и Литва, то есть те страны, которые довольно близки нам по историческим и другим параметрам.
Если оценивать Беларусь и Казахстан, то это две монократические страны. В обоих государствах действует режим единовластия, иначе говоря монополия на передачу власти самому себе. Я бы назвал это selfmade - политическое селфи, которое нравится людям, находящимся у власти.
- Как в этом свете вы могли бы оценить идею создания Евразийский экономический союз?
Единое евразийское пространство - это предложение Нурсултана Назарбаева, и достаточно правильное, на мой взгляд. В свое время Борис Ельцин не поддержал эту идею, в его период метода заключалась в том, чтобы что-то развалить. Собственно, и это и сделали с СНГ - с самого начала не было единой основы для сотрудничества стран-участниц. В России, например, повысили цены на газ, хотя уже тогда говорили о зоне свободной торговли и российский газ должен был продаваться всем странам по внутренним ценам РФ, но в итоге частные нефтяные компании захватили нефтяной бизнес. Из-за эгоистических частных интересов не было создано единое пространство во времена Ельцина.
- Многие говорят о торговых войнах между странами ЕАЭС, имеют ли они место быть?
Их нет и не будет, потому что это нелепость, придуманная плохими чиновниками и заводами, которые не могут выпускать нормальную продукцию. Торговых войн по определению быть не может, потому что мы работаем на разных кластерах и на разных товарных нишах. Если мы производим колесные тягачи для ракет, я не думаю, что их начнет производить Казахстан. 90% всех ядерных ракет СССР базируется на минских колесных тягачах - это уникальная продукция. Но Казахстан закупает в Беларуси тракторы, примерно 1000 тракторов в месяц. У Беларуси слишком маленький оборот, по экспорту миллионов 50 в месяц максимум, по импорту - миллионов 10 продукцию Казахстана мы завозим. Все достаточно скромно, похожие отношения у нас с Финляндией. Единственно вопрос в том, что экономические отношения, сводящиеся только к продаже своей продукции - это не есть что-то серьезное. Важный этап начнется тогда, когда стартуют совместные предприятия, когда наши инженеры будут работать и создавать крупные холдинги, когда мы будем работать вместе по третьим странам на экспорт. Мы слишком далеко друг от друга находимся географически.
- Каково ваше отношение в целом к единой валюте? Некоторые эксперты говорят о том, что она подобна смерти для Лукашенко...
Общая денежная единица - это объективный процесс перехода от национальных денег, у которых нет никаких перспектив. Это – деревенские игры мало понимающих политиков. Вообще сегодня деньги становятся цифровыми (может быть электронными).
Для Лукашенко смерти подобно то, что Беларусь лишится рынка сбыта в России, но для того, чтобы эти рынки хорошо работали нужна общая денежная единица. Она могла бы быть единой и самое главное, иметь золотое содержание. Как экономист я хочу сказать, что современные деньги - тенге, российские и белорусские рубли - долговые обязательства со странными и непонятными механизмами выполнения этих обязательств.
- Именно единая валюта должна стать основной частью единого финансового рынка. Соответственно, необходимо создание единого Центробанка. Что будет входить в его функционал?
У любого центрального банка нет иной функции как предложение денег. Его работа очень проста, а все остальное придумали и «напялили» на себя специалисты банковского дела. Я говорю со всей ответственностью, они не специалисты в экономике. Единый банк может работать как акционерное общество и должен быть независим от правительств. Нацбанки Казахстана, Армении, Беларуси и других стран не должны быть ликвидированы. Наглядным примером является федеральная резервная система (ФРС), в которую входит 12 банков. 100-долларовая банкнота может выпускаться разными банками, но общий объем денежной массы и эмиссии всегда строго ограничен экономическими рамками.
Казахстанский тенге и белорусский рубль - абсолютные денежные суррогаты. Я не хочу обидеть всех руководителей Центробанков: «ребята у вас нет будущего, и когда вы начинаете собственную денежную политику, гордитесь ею - вас показывают по телевизору, но ляпов будет много, потому что настоящие деньги - золото и серебро, заменители американского доллара».
- Какую кандидатуру можете предложить в качестве главы Центробанка ЕАЭС? Кто, по вашему мнению, может занять эту должность?
Лучше ставить эксперта до 40 лет на 14 лет его полномочий, чтобы потом отправить на пенсию на Канарские острова. Эти люди должны быть абсолютны независимы. Достаточно тройки председателей, экспертный совет из 12 человек. При этом банк не должен размещаться в Москве и Санкт-Петербурге, а в городе на равном отдалении. Необходимо сделать оазис банковского макроэкономического регулирования, например, на берегу озера, где чистый воздух. Банк должен быть независим от президентов. Нам не нужно лоббистских проявлений, потому что все мы заинтересованы в том, чтобы денежная единица была общей, была привязана к золотому стандарту и чтобы она развивалась технологически как электронные деньги.
- В одном из интервью, вы заявили, что не стоит брать международные кредиты? Почему?
Да, я их противник, потому что работал в свое время в системе Всемирного банка. Я знаком и с бюрократией Международного Валютного фонда и банков. МВФ - коммерчески прибыльная организация, свою прибыль они строят на торговле деньгами, которые берут у стран с хорошими резервами и отдают тем, у кого плохие. В Беларуси иностранные инвестиции никогда выше пяти процентов не поднимались из общего объема, у нас под 17 млрд совершенно спокойно внутренних накоплений мы можем делать.
Япония, например, никаких займов не брала. А сколько Китай взял у МВФ? Нисколько. КНР - страна, граждане которой ходили босиком по песку и поднялась без всяких кредитов, поэтому я хочу сказать, что иностранные кредиты - это ловкая песня про то, что у вас этого нет, мы вам дадим и вам будет от этого лучше. Время финансового капитала уже прошло, наступило время человеческого капитала. Иностранные кредиты не нужны - люди сами все построят. По человеческому интеллекту мы гораздо выше китайцев, поэтому неправильно делать выбор в американском духе и брать деньги, надо идти по японскому пути - стимулировать человеческий капитал, который будет развиваться и приносить доход.
- Вы выступаете сторонником деноминации белорусского рубля, чем она будет полезна Беларуси?
Я нашел несколько валют в мире, которые имеют дешевый национальный портрет. Вы представляете, в Беларуси 1 доллар стоит 15 тысяч белорусских рублей. Были времена, когда доллар стоял 79 копеек, мы печатали деньги с такой лихостью, потому что боялись, что предприятия будут работать более эффективно, уволят всех недобросовестных работников, уволят неэффективных директоров, поэтому эти нули накопились. Можно было раньше делать один к одному, но не хватило, я бы сказал профессионализма и смелости. Нацбанк никого не должен слушать, особенно правительство и президента. Люди не понимают, что такое деньги. Деньги - это самое прочное, что должно быть в стране, у американцев с 1776 года любой доллар, который выпущен в США, имеет право нахождения. На мой взгляд, есть две интересные страны - Чехия и Литва. В начале 90-х годов в Литве за один доллар давали 4 лита, в нынешнее время за один доллар - 2,5 лита. Литовская валюта все время дорожает. А чешская крона никогда не девальвировалась, она все время ревальвирует, поэтому Чехия не хочет вступать в зону евро. Чехи и литовцы свои денежные единицы сделали достаточно сильными. На мой взгляд, деноминация - это начало того, чтобы денежная политика стала нормальной и обоснованной.
- Отслеживаете ли вы политику Нацбанка? Как вы можете ее оценить?
Я не вижу разницы между Центробанками Казахстана и Беларуси, единственное, что в РК еще можно пополнять золотые резервы. Это первое, второй момент - трудно проводить взвешенную денежную политику в условиях значительного проникновения российских товаров. В этом свете постоянно будет стоять вопрос о реалистичности обменного курса. И третий, последний момент - в Казахстане все зависит от одного человека. Лучшие дни и годы для Центробанка Казахстана еще впереди, много хороших экономистов будет работать.
- Казахстан в скором времени перейдет к инфляционному таргетированному курсу...
Как экономист скажу, что таргетирование - это определение цели, мы тоже ставили целью обменный курс, потом ребята защитили диссертации и стали говорить, что в качестве таргета должен выступать не валютный курс, а инфляция. Еще в советское время говорили, что надо вводить НДС, это абсолютно ненужный налог. Что нам надо было сделать кроме введения золотого стандарта - это убрать НДС и налог на прибыль. Нужно сделать систему простой и открытой, тогда мы можем для всех наших предпринимателей создать зеленую улицу.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.