Центробанк ЕАЭС необходимо запустить в ближайшее время
Один из пунктов развития ЕЭС – создание единого центрального банкаОдин из пунктов развития Евразийского экономического союза – создание единого центрального банка. Несмотря на то, что его старт запланирован к 2025 году, есть смысл запустить его в ближайшее время, считают эксперты. Решение же о размещении единого регулятора в Алматы является вполне разумным, поскольку позволяет снизить степень настороженности стран – членов ЕАЭС по отношению к Москве. Однако не исключено, что возглавит его кремлевский наставник.
Центробанк ЕАЭС должен иметь те же полномочия, что и Центробанк ЕС, считает Александр Соснов, эксперт белорусского Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). В противном случае, уверен он, его функционал будет постоянно входить в противоречие с интересами членов организации. «Что будет входить в действительности – определят в Кремле», – заявил эксперт, добавив, что, по идее, единая система должна быть похожа на ЕС, однако, скорее всего, она будет продолжением российской. «Если ЕАЭС будет успешно развиваться, что сомнительно, то Кремль будет постоянно гальванизировать идею единого регулятора», – отметил Александр Соснов.
Однако, по его словам, для реального исполнения функций единого регулятора потребуется единая валюта. «Не уверены, что к такому готовы все члены, более того, их можно лишь принудить к этому, выкрутив руки», – уточнил эксперт НИСЭПИ.
Хотя, по нормативным документам ЕАЭС, создание единого регулятора запланировано к 2025 году, есть смысл запустить его в краткосрочной перспективе, так как он должен не просто регулировать единый финансовый рынок, но и способствовать его формированию, полагает Арина Мордвинова, эксперт Уральского центра Российского Института Стратегических Исследований.
Создание нового регулятора, по ее словам, потребует передачи части функций действующих национальных ЦБ новому институту. «Маловероятно, что единый регулятор сразу после начала работы возьмет на себя функцию эмиссии или проведения единой денежно-кредитной политики. Эти сферы останутся в функционале национальных центробанков до того момента, как уровень интеграции финансовых рынков стран будет достаточно высок, чтобы обеспечить проведение единой денежно-кредитной политики на территории ЕАЭС без ущемления национальных интересов той или иной страны. Это возможно только в долгосрочной перспективе», – добавила эксперт РИСИ.
Следовательно, по ее мнению, национальные ЦБ продолжат свое существование и сохранят за собой большую часть выполняемых ими функций. В это же время единый регулятор необходим для унификации и гармонизации требований к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков, сообщила Арина Мордвинова.
«В настоящее время площадкой для переговоров по данному вопросу выступает Евразийская экономическая комиссия, но передача данной функции новому институту, который впоследствии взял бы на себя роль регулирования единого финансового рынка, способствовала бы повышению эффективности взаимодействия национальных институтов разных стран», – полагает эксперт РИСИ. Помимо разработки унифицированных требований к участникам единого финансового рынка ЕАЭС, уверена она, функцией единого регулятора видится выработка рекомендаций и мероприятий для стран-участниц по внедрению новых требований и правил, а также контроль их исполнения. «Реализация этих функций позволит запустить взаимное признание лицензий в банковском, страховом секторах, секторе рынка ценных бумаг, выданных уполномоченным органом одного государства – члена ЕАЭС на территории других государств – членов ЕАЭС. Только после данного этапа возможно формирование института наднациональных лицензий участников финансовых рынков, выдача и отзыв которых также станут функциями единого регулятора. Лишь после унификации норм и правил функционирования финансовых рынков всех стран можно приступать к разработке единой денежно-кредитной политики и формированию валютного союза», – сказала «Капитал.kz» российский эксперт.
По словам Александра Соснова, в случае превращения ЕАЭС в работающую структуру необходимость ограничить независимость центробанков возникнет обязательно, в противном случае будут постоянно появляться дисбалансы, генерируемые странами-участницами.
Решение о создании единого регулятора в Алматы вполне разумно, отметила Арина Мордвинова, добавив, что это позволит снизить степень настороженности стран – членов ЕАЭС по отношению к Москве и продемонстрировать стремление к поиску компромисса в данном вопросе.
«Вероятнее всего, на основании тех же доводов будет выбран руководитель единого регулятора, однако на данном этапе рано строить предположения не только в отношении его личности, но и страны-участницы, которая «возглавит» институт», – считает эксперт РИСИ. Со своей стороны Александр Соснов полагает, что руководить новым Центробанком будет кремлевский ставленник (кандидатур много).
При формировании единого банковского сектора стран ЕАЭС, считает Арина Мордвинова, в первую очередь будет учитываться международный опыт, опыт европейских стран, безусловно, с существенными поправками на специфику евразийской интеграции. Для ЕАЭС в этом, добавила она, есть определенные преимущества, так как пример европейской интеграции позволит учесть возможные ошибки и минимизировать риск их появления.
«Что касается банковского сообщества каждой страны, то ему придется адаптироваться к изменениям в законодательстве и требованиям к участникам единого финансового рынка. Тем не менее, эту тенденцию нельзя считать негативным явлением, указанные изменения приведут не только к росту конкуренции, но и к расширению сферы деятельности финансовых институтов, а в перспективе увеличат их возможности по привлечению клиентов», – подчеркнула Арина Мордвинова.
В целом же, по ее словам, создание единого регулятора не будет простой формальностью. «При правильной организации структуры института и процесса принятия ключевых решений роль единого регулятора в процессе укрепления интеграционных процессов сложно будет переоценить», – подытожила российский эксперт.
Никакой единой валюты
Напомним, в марте президент России Владимир Путин поручил Центробанку и правительству проработать вопрос о целесообразности создания валютного союза в Евразийском экономическом союзе. Доложить об исполнении поручено до 1 сентября 2015 года премьер-министру Дмитрию Медведеву и главе Центробанка Эльвире Набиуллиной.
Один за другим посыпались отказы от немедленного введения единой валюты. Первый вице-премьер России Игорь Шувалов отметил, что не нужно торопиться с созданием единого валютного союза в рамках единого ЕАЭС.
«Мы совсем недавно наблюдали... как девальвируется национальная валюта Беларуси, России, Казахстана. Теперь Армения, Кыргызстан будут нашими партнерами. Можем ли мы, когда еще не достигнуты параметры по инфляции, по реальной стабильности национальной валюты, перейти к формированию валютно-монетарного союза или нет... Здесь очень много вопросов, нельзя совершить ошибки... не нужно торопиться», – заявил Игорь Шувалов.
Чуть позже вице-министр национальной экономики РК Тимур Жаксылыков отметил, что вопрос единой валюты ЕАЭС не обсуждается. «Одна из актуальных тем сегодня в информационном пространстве – валютно-финансовое сотрудничество Казахстана со странами ЕАЭС. Хотелось бы отметить, что Казахстан занимает четкую и последовательную позицию по исключению возможности введения единой наднациональной валюты в рамках ЕАЭС. Эти вопросы мы не обсуждаем. В положении по формированию валютного союза о создании единой наднациональной валюты в договорах о ЕАЭС не говорится, и такой работы проводиться не будет», – подчеркнул Тимур Жаксылыков.
Александр Лукашенко, президент Беларуси, в интервью Bloomberg также прокомментировал вопрос единой валюты. По его мнению, эту проблему слишком раздули. «Когда мы обсуждали в Астане втроем вопрос создания единой валюты, Путин говорил, чтобы более глубоко экономически сотрудничать, мы когда-то встанем перед вопросом единой валюты. Ну, возможно, встанем, так, как евро появилось у Евросоюза, возможно. Но это не вопрос сегодняшнего дня. Было рассуждение Путина: «Вы не против, если эксперты как-то будут говорить об этом?» Хорошо, мы об этом уже давно говорим, пусть эксперты говорят. Но не стоял вопрос введения единой валюты в какой-то период, даже дальний. Это последний акт, который может быть в нашем союзе. Столько еще проблем и вызовов Евразийскому экономическому союзу, что еще доживем ли мы до этой единой валюты».
Аналогичное мнение выразили и армянские власти. Центробанк этой страны
отметил, что на данный момент нет каких-либо планов и он не вел каких-либо
переговоров в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с целью перехода
на единую союзную валюту, сообщили в пресс-службе ЦБ.