Сотовым операторам не удалось найти «золотую жилу»
Но win-win-решение все же естьРазвивая сети новых поколений и инвестируя в их инфраструктуру огромные средства, сотовые операторы создают все более комфортные условия для успешной деятельности внешних конкурентов. Ведь чем качественнее становятся услуги интернет-доступа, тем больше фильмов в HD можно посмотреть на YouTube, тем больше медиафайлов можно передать в WhatsApp и тем ближе к привычному качество звонков через Viber или Skype. Какие экономические модели могут «спасти» бизнес-операторов и как эффективно перейти от конкурентной стратегии к партнерской, в интервью «Капитал.kz» рассказала Светлана Черненко, глава представительства iKS-Consulting в Казахстане. Мы также попросили Светлану прокомментировать появляющиеся в последнее время слухи о якобы готовящемся на отечественном рынке телекома громком слиянии.
- Как вы можете прокомментировать мнение о том, что наши операторы не форсируют вопрос получения лицензии 4G сознательно, потому что пока им невыгодно еще больше уходить из «голоса» в передачу данных? Это предположение, в принципе, коррелирует с данными вашего последнего исследования о том, что доходы операторов от передачи данных растут медленнее трафика?
- Не думаю, что это стратегическое видение операторов. Сетевой контент постоянно тяжелеет, растет производительность устройств, множатся сервисы. Сети четвертого поколения заточены именно под передачу данных. В сетях 3G «голос» остается приоритетным видом трафика, а данным, если говорить упрощенно, выделяется оставшийся сетевой ресурс. Попытки сдержать растущие объемы путем фиксации «диаметра трубы» бесперспективны. Безусловно, операторам накладно постоянно модернизировать свои сети, тем более в условиях огромной территории нашей страны и весьма скромной емкости рынка, но это неизбежно. Поэтому совместное развитие операторами сетевой инфраструктуры – оптимальная для нашего рынка модель как с позиции скорости развертывания сети, так и с точки зрения снижения капитальных затрат.
- Тогда почему, по вашему мнению, наши операторы даже не рассматривают модель совместного строительства и использования сетей Network Sharing? В наших реалиях рынка это кому-то из них невыгодно?
- Данная модель требует определенных изменений в отраслевом законодательстве. Но они не кардинальны, и я убеждена, что они не заставили бы себя долго ждать, будь на то соответствующая инициатива от операторов. Я думаю, ключевую роль в этом вопросе играет человеческий фактор. Возможно, операторы еще не готовы конкурировать исключительно за счет сервиса и маркетинга, исключив технический аспект. Между тем пример российских МТС и «Вымпелкома» свидетельствует, что партнерство между операторами реально.
Мировой опыт показывает, что немаловажную роль в этом вопросе играет и регулятор. Сеть совместного использования требует создания независимой управляющей компании, четкого формулирования правил игры.
- Существует мнение, что АЛТЕЛ, который получил от государства в подарок явное конкурентное преимущество в виде 4G, не использует его в полной мере. Объективно неяркая маркетинговая стратегия, слабый уровень обслуживания во фронт-офисах, жалобы на качество… В информационном поле действительно очень мало новостей от АЛТЕЛ, пресс-служба откровенно недорабатывает. Вы согласны с такими оценками?
- Да, информационный фон вокруг АЛТЕЛа не всегда позитивный. Проблемы с качеством обслуживания, как и с качеством услуг, скажем прямо, есть у всех операторов. У АЛТЕЛа их не больше, чем у других. Но ругают чаще АЛТЕЛ, по инерции. Наверное, есть в этом недоработка пиарщиков. Назвать маркетинговую стратегию неяркой я не могу, но признаюсь, что на этапе запуска LTE ожидала, что она будет несколько иной. У АЛТЕЛа есть уникальная возможность занять позицию лидера в сегменте мобильного обмена информацией, обеспечивающего своим клиентам больше, чем просто доступ в интернет. Их сеть идеальна для реализации различных "умных" услуг, М2М-решений, облачных услуг. Однако пока мы видим в большей степени конкуренцию с Tele2. Причем в части телефонии. Еще один дискаунтер – это явно не то позиционирование, которое нужно АЛТЕЛу.
- На рынке упорно циркулируют слухи о сделке между «Tele2 Казахстан» и АЛТЕЛом. В «Tele2 Казахстан» вероятность такой сделки отрицают. Как вы считаете, насколько вероятно такое объединение при нынешних условиях? Если нет, кому выгодно распространять такие слухи?
- Комментировать слухи – дело неблагодарное. Если рассуждать, то можно найти доводы как "за", так и "против" такого развития событий. Tele2 мне видится весьма самодостаточным игроком, уверенно осваивающим наш рынок и существенно его оживляющим. Но у акционеров компании могут быть свои взгляды в отношении активов, поэтому реализация сценария аналогичного российскому, при котором одним из собственников Tele2 стал «Ростелеком», вполне может быть.
- Давайте поговорим о скором внедрении MNP. В соседней России эта услуга, как известно, не получила широкого распространения. Но на недавней пресс-конференции представители Tele2 объяснили это тем, что процесс там сильно заволокичен. У нас, согласно предварительной информации, необходимо предоставить не так много бумаг для переноса номера. В связи с этим какой объем по перетоку абонентов и в чью пользу вы прогнозируете?
- Мы достаточно тщательно изучали международный опыт внедрения MNP. И он свидетельствует о том, что данная возможность наиболее востребована на рынках с высокой долей контрактных предложений. Наш рынок на 90% сформирован препейд-абонентами. Интерес к MNP на таких рынках весьма скромный. Как ни странно, интерес к смене оператора с сохранением номера проявляют не столько те, кому важно сохранить номер, сколько активные абоненты-новаторы, которых привлекает сам процесс. Кроме того, наши исследования показывают, что среди казахстанских абонентов, для которых важен их номер (это порядка 30% активных пользователей), доля тех, кто знает свои текущие тарифы, меньше 25%. Очевидно, что доля абонентов, которые воспользуются переходом в первый год (а это обычно пик востребованности), будет измеряться несколькими процентами. Наиболее активно эту возможность будут использовать, безусловно, операторы с невысокой долей рынка.
- В своем последнем исследовании вы говорите о развитии совместных проектов между операторами связи и разработчиками, а также поставщиками специализированных сервисов посредством размещения на сетях операторов открытых технологических платформ. Можете подробнее рассказать о том, каким может быть это сотрудничество?
- Эта модель крайне распространена в мире. На заре создания мультисервисных сетей и смены операторских парадигм активно искался так называемый killer application – сервис, который позволит операторам найти новую «золотую жилу». Но «жила» так и не нашлась. При этом сервисы, приложения, решения множатся с каждым днем. Каждое в отдельности оно едва ли приносит заметный доход, но в совокупности эти доходы становятся весьма ощутимыми. Открытая сервисная платформа позволяет оператору аккумулировать на своей сети большое количество услуг, создаваемых независимыми разработчиками. Чтобы сделать все самому, оператору нужно стать в этом деле экспертом. Это небыстро, непросто и недешево. Гораздо эффективнее привлечь компании, для которых разработка – основной бизнес, и они умеют делать это правильно и относительно быстро. Такая модель – абсолютный win-win. Операторы получают большой объем новых услуг без затрат на R&D и создание отдельных структурных подразделений, разработчики (часто небольшие компании с ограниченными бюджетами) – доступ к технологиям и ресурсам, а главное – к потребителям. Доходы от услуг оператор и разработчик делят по договоренности.
- Вы говорите, что операторам уже сегодня надо обращать внимание на сигналы рынка. В частности, на тот факт, что сейчас, усиливая свои сети, они создают все более комфортные условия для успешной деятельности внешних конкурентов – поставщиков ОТТ-сервисов (Over-the-Top – доставка видеосигнала на мобильный телефон пользователя по интернету без прямого контакта с оператором связи). Для операторского бизнеса это серьезная угроза и замкнутый круг. Какой выход из него вы видите?
- Операторам как коммерческим структурам важна не выручка как таковая, а маржа. Можно увеличивать доходы, а можно оптимизировать издержки. Совместное использование инфраструктуры, о котором мы говорили выше, – как раз один из инструментов такой оптимизации. В целом ОТТ-сервисы – головная боль операторов во всем мире. В качестве одного из инструментов конкуренции с ОТТ-сервисами GSM-ассоциация предлагает внедрение на операторских сетях решения под названием JOYN на базе концепции Rich Communication Services (RCS). Информация об этой услуге есть в открытом доступе, и интересующиеся читатели могут ее изучить. Решение обеспечивает возможность обогащения звонков медиафайлами непосредственно в ходе разговора. Концептуально данный сервис схож с уже имеющимися приложениями для обмена сообщениями и мультимедийными файлами. Однако его ключевым отличием является то, что он продвигается самими операторами, причем во всем мире. Очевидно, что шансы на успех JOYN зависят исключительно от способностей операторов продвинуть данный сервис и заинтересовать в нем потребителей, для которых уже стали привычными и понятными WhatsApp и Viber. И здесь опять впору вспомнить о партнерстве между операторами и готовности договариваться – продвинуть общий сервис совместными PR-усилиями будет гораздо легче и эффективнее, чем в одиночку.
- Как вы считаете, как скоро интернет-мессенджеры и скайпоподобные сервисы окончательно вытеснят голосовые услуги? И как долго еще проживут SMS?
- Полагаю, что счет идет совсем не на десятилетия. Скорость распространения сервисов онлайн-общения напрямую зависит от скорости роста проникновения смартфонов.
- Насколько, по вашему мнению, далеко от нас то время, когда SIM-карт в интернете вещей будет больше, чем у людей?
- Если говорить о мире в целом, то интернет вещей уже давно реальность. Если говорить о нашем рынке, то тогда, когда операторы и разработчики начнут плотно сотрудничать. Развивать партнерство и изучать международный опыт нужно как можно раньше. Надеюсь, операторы начнут двигаться в данном направлении раньше, чем когда это уже будет поздно.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.