2015 год: тренды заданы
Эксперт Светлана Черненко о развитии телекоммуникационного рынкаАвтор: Светлана Черненко - глава представительства iKS-Consulting в Казахстане
Уходящий год характеризовался не столько конкретными событиями, сколько формированием явных тенденций, которые будут определять развитие нашего телекоммуникационного рынка в ближайшие годы. В отличие от большинства отраслей, телекоммуникации даже в условиях экономической нестабильности имеют массу возможностей для успешного развития. Вместе с тем, эпоха активного потребления и саморазвития рынка безвозвратно закончилась. Наступает время высокого профессионализма и грамотных решений.
Мобильное замещение – мы в тренде. В 2015 году сокращение использования услуг в фиксированных сетях приняло устойчивый характер. Если до недавнего времени это касалось только сокращения объема потребляемых услуг и, соответственно, доходности в расчете на абонентскую линию (ARPU), то в уходящем году наблюдался уверенный отток самих абонентов. Однако в данном случае отрицательная динамика свидетельствует о положительных результатах. Постепенный отказ от фиксированных услуг в пользу мобильных говорит о том, что наш рынок здоров и развивается в соответствии с мировыми трендами, когда мобильные коммуникации (в т.ч. - передача данных) технологически и финансово доступны настолько, что начинают использоваться не как дополнительный, а как приоритетный вид связи. Появление нового объединенного оператора, дальнейшее снижение ставки интерконнекта, внедрение MNP – все это будет только способствовать обострению конкуренции между сотовыми операторами и, как следствие, усиливать интенсивность мобильного замещения, что является глобальным вызовом для операторов фиксированной связи.
Партнерство или «труба». Насыщение (а по ряду сегментов и перенасыщение) рынка основными услугами связи вкупе с развитием ОТТ-сервисов - уже не просто «звонок из будущего», а «сигнал к бедствию» для тех операторов, кто по-прежнему пытается работать «по-старинке». Мы не раз говорили о том, что в таких условиях перспективы роста лежат исключительно в партнерстве по различным направлениям: мобильных и фиксированных операторов - для развития решений FMC; операторов связи и ИТ-провайдеров - для развития комплексных предложений на рынках В2В и В2G; инфраструктурных и сервисных операторов - для предложения новых услуг массовому рынку. Тех, кто осознал необходимость инноваций и начал двигаться в данном направлении, скорее всего, ожидает успех. Но и для тех, кто не успел адаптироваться к новым реалиям, не все потеряно. В условиях надвигающегося экономического кризиса стать надежной и высококачественной инфраструктурной «трубой» или «оператором для операторов», в том числе, виртуальных – это тоже перспективная стратегия, при условии грамотной оптимизации ресурсной базы, управления издержками и четкого понимания своей рыночной позиции. Таким образом, инновировать или оптимизироваться – каждому оператору решать самому. Очевидно одно – сохранить традиционные бизнес-модели уже не удастся.
Передел рынка или новые точки роста? Одним из признаков зрелости телеком-рынка является рост активности в сфере M&A. Рынок концентрируется вокруг крупных игроков, «сильные» поглощают «слабых». В течение нескольких последних лет данные процессы активно наблюдались в сегментах ШПД и кабельного ТВ – небольшие региональные операторы постепенно входили в состав крупных игроков национального масштаба. Но по-настоящему знаковым событием стало объединение в 2015 году компаний «Алтел» и «Мобайл Телеком Сервис» (Tele2) в единого оператора. Существенное влияние данного события на рынок связано с тем, что оно кардинально меняет весь рыночный ландшафт – вместо двух явных лидеров и двух операторов «второго эшелона» появились три сильных игрока, которые имеют возможность сражаться практически «на равных». Безусловно, задачей №1 объединенного оператора станет наращивание своей доли рынка – логично, что он будет претендовать, как минимум, на треть существующего «пирога». Но весь вопрос в том, как это будет происходить. Я вижу два варианта. Первый, самый простой и быстро реализуемый – передел существующего рынка за счет дальнейшей ценовой конкуренции. Вне зависимости от того, удастся ли объединенному оператору «перетянуть» на себя часть абонентов, или же текущие лидеры сумеют отстоять свои позиции, эффект для рынка в целом будет краткосрочен и малополезен – да, абоненты получат более дешевую связь, но операторы сократят свои доходы, а значит – и возможности для дальнейшего развития. Это сродни выигранному бою при проигранной войне. Второй вариант требует существенных усилий, но и дивиденды сулит долгосрочные. Наша ситуация, когда на одного жителя страны приходится почти два абонента сотовой связи не уникальна – рынки других стран продолжают развиваться и более высоком проникновении. Основным драйвером развития становится «Интернет вещей». Возможности роста в данном направлении практически безграничны. Помимо приходящих на ум при упоминании термина М2М услуг автомониторинга, персонального трекинга, «умного дома», существует масса других возможностей для применения технологии передачи данных от «машины к машине». Это медицина и социальная адаптация (например, контроль за состоянием амбулаторных больных или за перемещением пожилых людей), детская безопасность, контроль за состоянием объектов ЖКХ, логистика и складской учет и даже животноводство (например, отслеживание состояния поголовья скота с целью выявления и предупреждения заболеваний). Для развития в этих направлениях требуется, как отмечалось выше, внедрение новых партнерских бизнес-моделей. Уходящий год в очередной раз наглядно показал, что в рамках существующих рыночных концепций операторы, к сожалению, пока не могут похвастаться значительными успехами даже в автомониторинге.
Конец «мобильному рабству». Предстоящее в 2016 году внедрение принципа MNP стало одной из наиболее обсуждаемых тем уходящего года. Одни игроки делают на возможность переноса номера высокие ставки, другие полагают, что ее востребованность не будет носить массового характера. Наши исследования показывают, что доля абонентов, осведомленных о своих действующих тарифных планах, не превышает 25% от общей абонентской базы. Поэтому едва ли стоит ожидать активной миграции абонентов в поисках более выгодных предложений. По сути, количество абонентов, которые данной возможностью воспользуются, не так и важно. Для рынка безусловной победой является сам факт внедрения принципа переносимости номера, и эффект от данного нововведения имеет стратегическое значение. Даже в условиях нашего, в основном, препейдного рынка, отсутствие возможности удержания абонента за счет мобильного номера будет стимулировать операторов к повышению качества обслуживания, развитию новых предложений и программ лояльности, особенно в корпоративном сегменте. Оператор должен будет стать жизненно необходимым клиенту за счет максимальной концентрации предоставляемых ему услуг, их конвергенции, тесном сращивании с информационной экосистемой компании-клиента.
Утвержденные отраслевым регулятором условия осуществления переноса мобильных номеров свидетельствуют о глубокой проработке им (регулятором) данного вопроса и тщательном изучении международного опыта, в том числе - негативного. Отсутствие платы для абонентов и сжатые сроки обработки запросов клиентов на смену оператора дают основание полагать, что MNP не останется формальным нововведением, как это было в некоторых странах.
На рынке «облаков» погода проясняется. Для мирового телекоммуникационного рынка облачные решения являются одним из ключевых источников роста в условиях насыщения рынка базовыми услугами связи. Между тем не секрет, что казахстанский облачный рынок пока находится в зачаточном состоянии, хотя ему далеко не первый год. С одной стороны, пользователи понимают, что «облако» дешевле и удобнее, с другой – имеют сомнения насчет надежности и безопасности удаленного размещения (данных, инфраструктуры, ПО). Борьба этих «за» и «против» происходит постоянно и характерна для большинства рынков на этапе становления. Сегодняшняя ситуация на нашем рынке осложняется тем, что поставщики услуг пока не могут найти подходящую модель для продвижения своих услуг, а потенциальные клиенты не особенно проявляют к ним самостоятельный интерес. Грубо говоря, хоть тема и на слуху, но в Казахстане на облачные решения пока не введена необходимая «мода», которая позволила бы услугам самим себя продавать. Зачастую в мире локомотивом развития данного направления в схожих ситуациях становится государство.
Реализованный в 2015 году проект по созданию АО «НИТ» сети ЦОД и предстоящий переход казахстанских государственных органов на сервисную модель информатизации может задать долгожданный тренд для активного развития услуг ЦОД и облачных вычислений и активизировать коммерческий сектор. Если созданная для государственных органов инфраструктура ЦОД (и бизнес-модель в целом) наглядно продемонстрирует надежность и эффективность, то необходимость экономить и оптимизироваться по издержкам, актуальная для любой компании, а тем более – в кризисное время, может склонить чашу весов большого количества сомневающихся в пользу облачных технологий. Это, в свою очередь, позволит найти необходимый баланс в вопросе экономической эффективности и безопасности облачных услуг. Таким образом, коммерческим операторам важно использовать данную возможность для популяризации продвигаемых ими сервисов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.