Chaplin Cinemas: В 2015 году станем вторым игроком на рынке

Кинотеатры улучшают залы, активно внедряют новые технологии

Рынок кинотеатров меняется вместе с техническими возможностями кинопроизводителей. Казахстан в этом смысле не исключение: кинотеатры улучшают залы, активно внедряют новые технологии. Каких именно новшеств ждать казахстанским зрителям, и что из себя представляют кинопрокатный и кинотеатральный рынки в целом, деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказала Сабина Кузенбаева, генеральный директор «СhaplinCinemas».

 - Как бы вы оценили состояние кинопрокатной индустрии в Казахстане на данный момент?

 - Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории развития современного рынка кинопроката в Казахстане. Первый этап начался в 1999 году и продлился до 2005-го. Так и назовем его – «Становление современного кинопрокатного рынка». В этот период в стране появляются первые коммерческие кинотеатры нового поколения, привлекающие высокий интерес зрителей. Если в России в эти годы на рынке господствовали кинотеатры, то в Казахстане не было противостояния кинопоказчиков (кинотеатров) и кинопрокатчиков (дистрибьюторов), поскольку обе эти ветви были совмещены: два основных кинопоказчика делили между собой пакеты мейджоров. Главное противостояние на рынке разворачивалось между ними, шла война за зрителя за счет жесткого эксклюзивного программирования. То есть в одних кинотеатрах демонстрировались одни фильмы, в других – другие. Второй этап (2005-2010) – «Расширение кинотеатральной сети». На рынке появляются новые игроки. За счет резкого роста числа современных кинотеатров ослабляется репертуарная конкуренция. Увеличивается число прокатчиков, предлагающих все больше фильмов, в том числе и благодаря приходу цифровых технологий кинопоказа, и работе российских компаний без посредников. В кругу представителей мейджоров также появляются новые лица. Третий этап (2010-2014) – «Качественный скачок». В 2010 году происходит рывок сразу по нескольким направлениям развития кинематографии. Появляются новые суперсовременные мультиплексы, вновь расширяется список местных дистрибьюторов, сотрудничающих с крупными независимыми российскими компаниями. Начинается централизованный прокат отечественных фильмов, которые порой составляют жесткую конкуренцию голливудской продукции (вспомним самый кассовый фильм 2012 года – «Жаужурек Мын бала»). Наконец, голливудские мейджоры в массовом порядке меняют свои представительства в Казахстане, обращаясь к новым игрокам, крупнейшими из которых стали «Меломан» (представляют WaltDisneyPictures и SonyPictures) и украино-казахстанская компания «Сулпак Синема» (ParamountPictures, UniversalPicturesи Warner. Bros). Сейчас мы находимся на пороге нового этапа, который можно охарактеризовать как «Этап становления цивилизованного рынка». В нашей стране представлены практически все последние технологии кинопоказа, работает несколько крупных кинотеатральных сетей, конкуренция среди которых очень сильно растет (появляются новые игроки). В этом смысле все хорошо. Теперь мы должны пойти по пути международных стандартов развития кинорынка. И когда мы этого добьемся, мы сможем говорить о том, что наш рынок стал цивилизованным. 

 - Конкуренция, как вы сами заметили, переходит из количественной в качественную. Какие из мировых стандартов кинобизнеса еще так и не стали реальностью в Казахстане?

 - Главный стандарт – прозрачность, открытость сборов. Это крайне важно, потому что речь идет не только о сборе налогов, но и о развитии киноиндустрии в целом. Данные два момента – прозрачность проката и будущее кино – взаимосвязаны. Существует  система Rentrak, она была одобрена американскими студиями-мейджорами, и теперь благодаря ей они в любой момент могут посмотреть, сколько человек, в какой стране и каком конкретно зале пришло на фильм их производства. В Северной Америке, Европе и России эта система работает, закрывает 90% рынка. Наша сеть в Алматы уже запустила Rentrak, ряд других сетей ее также установили, но еще не подключили. Когда все игроки подключатся, появится полная картина о том, что происходит с нашим рынком. Будет понятно, сколько какой фильм собрал в отечественном прокате. Казахстан станет более понятной территорией для зарубежных компаний и для местных производителей. После такого шага Казахстан появится на карте мира как отдельная страна со своим пускай маленьким, но очень плотным рынком. Ну а пока этого нет, студии подсчитывают свои доходы, которые приносит Казахстан как часть российских сборов. Эта цифра составляет 5% от сборов, которые собирают фильмы в России. То есть мы являемся для них частью России. Хотя та же Латвия, с куда меньшим рынком, рассматривается кинопрокатчиками как отдельная территория. Нам тоже надо к этому стремиться. И это важно не только для кинотеатров и зарубежных студий, эта информация просто необходима для развития нашей киноиндустрии. К слову, по нашим данным, итоговые кассовые сборы за 2013 год составили 9,3 млрд тенге. Но мы склонны считать, что на самом деле она несколько выше.

 - Кстати о размерах рынка. Считаете ли вы критичным для кинопрокатного (и кинотеатрального) рынка фактор низкой плотности населения в нашей стране?

 - Нет, не считаю. Скажем так, это не причина. Для нашего рынка – для кинобизнеса в широком смысле – вполне достаточно. Тем более вопрос не в плотности населения, а в посещаемости кинотеатров, их популярности у казахстанцев. Знаете, есть такой показатель – доля кинопоказа на душу населения. В Казахстане он составляет 0,64 %. Это неплохо. Для сравнения: в России этот же показатель составляет 1,2%, а в США – 3,2%. Так что наша миссия, чтобы как можно больше (и чаще) людей ходило в кино. Плотность населения, повторю, здесь ни при чем. 

 - Вы говорите, что все, кто задействован в кинобизнесе, должны повышать названный вами показатель. Но вы – сеть кинотеатров. Вы не производите кино, не занимаетесь прокатом. Что вы, с учетом ограниченности своих возможностей, можете сделать для того, чтобы зрители чаще смотрели кино, в чем вы уже заинтересованы не меньше кинопроизводителей и прокатчиков?

 - Я считаю, что в Казахстане именно кинотеатры сделали очень многое для киноиндустрии. Я говорю о количестве и качестве кинотеатров, оно из года в год растет. Зрителям просто приятно ходить в кино. Это привело к тому, что кинопрокат в Казахстане находится на лучших, после России, позициях в СНГ. Причем с учетом, что это капиталоемкий бизнес, мы не имеем никаких налоговых льгот, послаблений, а также не самом лучшем в мире подходе к разделению доходов с кинопроката. Во всем мире кинотеатр и прокатчик делят доход 50 на 50%. У нас же ситуация такая – кинотеатр получает 40% с проката, а прокатчик – 60%. Мы – все кинотеатры – пытаемся разрешить данный вопрос, но это очень сложно. Можно сказать, что такое процентное соотношение – историческое. Так было всегда. А эти 10% – цифра для нас довольно серьезная. А ведь нам еще надо платить аренду, налоги. Мы обеспечиваем тысячи рабочих мест. Не стоит забывать, что если бы не было кинотеатров, то негде было бы показывать кино. В общем, этот вопрос в интересах не только кинотеатров, но дистрибьюторов и кинематографа страны в целом.

 - Какую долю в структуре доходов кинотеатра занимает продажа напитков и еды? 

 - Во всем мире продажа напитков и попкорна является важной статьей дохода любого кинотеатра. И наша сеть – не исключение. Поэтому сейчас мы работаем над расширением ассортимента, в частности, вводим новые вкусы попкорна. При этом доходы от продажи напитков и еды не настолько высоки, как бы нам того хотелось. И мы ничего не можем  с этим поделать, поскольку не получили поддержку со стороны антимонопольного комитета, который разрешил посетителям проходить в зал со своей едой. А приходят порой и с мантами, и пиццей… Это абсурд. Наша цель в этом вопросе – сохранить атмосферу кинозала. Сильный запах еды может мешать другим зрителям во время просмотра. Я уже не говорю про соблюдение элементарной чистоты в зале. Мы вкладываем немалые средства на создание атмосферы, приобретение лучших кресел совсем не для этого…

 - Какую долю на рынке вы сейчас занимаете, до каких цифр планируете ее нарастить?

 - Мы занимаем 13%. К тому же в 2015 году у нас вместо семнадцати залов будет тридцать два. Это сделает нас вторым игроком на рынке.

 - Ранее Kazakhstan Growth Fund осуществил инвестиции и в российскую сеть кинотеатров КАРО Фильм. Какие изменения там произошли? Будет ли транслироваться сюда этот опыт?

 - Да, ADMCapital имеет интерес к этому бизнесу. У наших акционеров и команды «Каро» есть свой план развития, но к нам он не имеет отношения. У нас разные рынки. Из общего может быть только обмен опытом менеджмента.

 - Расскажите об инновациях, которые вы планируете внедрить в сети кинотеатров Chaplin Cinemas. К примеру, что будет еще кроме online-продажи билетов?

 - Самая значительная для нас – это запуск системы самой современной технологии 3D-показа – RealD Cinema, которая будет у нас в новой «MEGA Park». Это новшество не только для нашей сети, но и для всего Казахстана. В чем ее особенности? Многие не любят 3D из-за темной картинки. У кого-то во время просмотра даже начинает болеть голова. Если вы носите очки c диоптрией, то тоже сталкиваетесь с проблемой во время просмотра 3D-фильмов – ну как одеть очки на очки? В нашем кинотеатре можно будет на свои очки прикрепить специальные клипсы, и проблема просмотра будет решена. Также будет решена проблема гигиены за счет одноразовых очков, которые после сеанса вы сможете оставить себе. Ну и очень важный момент – 3D-картинка будет яркой и четкой, без искажений. Система RealD 3Dочень популярна во всем мире. Ей пользуется порядка 70% североамериканского и европейского рынков. Также мы порадуем зрителей объемным звуком последнего поколения – DolbyAtmos и сможем показывать фильмы с самым высоким разрешением на сегодняшний день – 4К. Еще одной инновацией будут совмещенные кассы, где можно будет сразу взять и билет в кино, и еду, и напитки. Зрителям больше не придется стоять в двух очередях.

 - В Алматы после закрытия сети «Отау Синема» пустуют знаменитые кинотеатры «Целинный», «Алатау». Не было в планах купить их?

 - Это культовые места. Мысли были, но серьезно эти варианты для своего развития мы не рассматривали.

 - В своих интервью вы говорили, что наш рынок никто не анализирует, критически мало цифр, открытой информации. Изменилась ли как-то ситуация? Проводили ли вы какие-то исследования?

 - Мы всегда проводили свои исследования, потому что очень важно хорошо знать сферу, в которой работаешь. Владеть статистикой. Но мы понимали, что наших исследований не хватало. Вот почему в этом году по нашей инициативе российская компания Невафильм Research провела первое большое исследование казахстанского кинорынка. Здесь собрано все – цифры, данные, исторические этапы и т.д. Хочу отметить, что мы это делали не столько для себя – мы (кинотеатры), в общем-то, и так в курсе, как обстоят дела. В этой информации в первую очередь нуждаются производители кинопродукции, в частности, продюсеры. В ближайшее время мы озвучим эти данные для всех игроков. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤