«Викимарт» присматривается к Казахстану
«Викимарт» – торговый онлайн-центр, за время своего существования привлек $50 млн«Викимарт» – торговый онлайн-центр, за время своего существования привлек $50 млн и таких инвесторов, как генеральный директор Tiger Global Management Ли Фиксел, экс-глава компании Skype Майкл Ван Cвай, отвечавший также за развитие eBay в Европе, директор по инновациям социальной сети LinkedIn Ди Джей Патил. Деловой еженедельник «Капитал.kz» побеседовал с одним из сооснователей «Викимарта» Камилем Курмакаевым и узнал секреты успеха в e-commerce.
- Каким образом вам удалось привлечь инвесторов?
- Прямыми продажами. Мы начали строить «Викимарт», обучаясь с Максимом Фалдиным в Стэнфорде. На втором курсе MBA мы все время помимо учебы занимались «Викимартом». Почти год постоянно общались с инвесторами. Мы использовали все возможности. Если у нас на лекциях выступали именитые бизнесмены, то мы и им старались рассказать о своем проекте. В результате такой работы сложился круг людей, которые были готовы инвестировать в совершенно не известный им российский рынок.
Оказалось, что инвестировать в проект готовы не американцы, хотя мы начинали с США. В основном это были европейские, латиноамериканские предприниматели, которые участвовали в рынке e-commerce в своих странах и понимали, что за этим большой потенциал. Но самое главное, они готовы были рискнуть и попробовать сделать что-то подобное в России.
С сентября по май мы искали инвесторов. Уже в мае нам удалось закрыть первый раунд и привлечь порядка $700 тыс. По нынешним меркам это не очень большой раунд, но тогда он был очень важным.
Именно в тот период мы познакомились с одним из наиболее крупных наших инвесторов на сегодня – Tiger Global Management. На том этапе партнеры фонда рискнули личными деньгами и инвестировали в «Викимарт».
- Какие объемы инвестиций за весь период существования магазина вам удалось привлечь? И сколько вам еще необходимо средств для развития?
- Общий объем инвестиций, который нам удалось привлечь на сегодня, составляет около $50 млн. Если говорить о том, чтобы выйти на чистую прибыль, то тех денег, которые мы уже привлекли, нам хватает. Тем не менее мы общаемся с инвесторами с точки зрения того, что рынок развивается достаточно быстро и мы хотим в итоге стать не просто прибыльной компанией, мы хотим стать одной из лидирующих компаний на российском рынке, а в перспективе – и на рынке СНГ. Для этого, конечно, необходимо более агрессивно двигаться вперед. Не исключаю, что мы еще будем привлекать инвестиции, но это скорее уже в следующем году. Мы будем смотреть на условия. Надо заметить, что «Викимарт» прошел ту точку, когда нам необходимо было привлекать деньги, иначе мы бы разорились.
- Чего в рамках «Викимарта» вам удалось добиться?
- Основной показатель для «Викимарта» – это оборот, который включает продажи магазина «Викимарт», и площадки, на которой множество магазинов выставляют свои товары. В этом году мы ожидаем, что оборот составит порядка $160 млн, может, чуть больше. Для нас это хорошие показатели, так как по отношению к прошлому году это будет означать рост по обороту порядка 60%. Пока по EBIDA мы убыточны. Выйти на точку безубыточности мы планируем во второй половине 2014 года.
Однако, если уже сегодня убрать маркетинговые расходы, то мы прибыльны. Фактически весь наш убыток генерируется агрессивными и растущими инвестициями в маркетинг. Мы считаем, что сейчас то самое время, когда надо приучать отечественных потребителей к тому, что покупать в интернете выгодно.
- Какую долю рынка вы занимаете?
- Крошечную. Мы думаем, что объем рынка товаров в этом году будет равен как минимум $12 млрд. На этом рынке «Викимарт» сделает $160 млн, а крупнейшие игроки сделают около $300 млн. Соответственно, мы занимаем чуть больше 1%, а крупнейшие игроки занимают больше 2%. Естественно, ситуация меняется, и через 3-5 лет крупнейшие игроки на рынке товаров будут занимать 5%, а, может, и 10%. И тогда можно будет говорить о том, что ты занимаешь какую-то существенную долю.
- Планируете ли вы выйти на рынок Казахстана?
- E-сommerce – это в основном логистический рынок. Логистика на территории бывшего СССР во многом схожа. Безусловно, оправдано присутствие компании на всех рынках стран СНГ. Другое дело, что на каждом рынке есть своя специфика. И мы для себя видим более перспективно не самостоятельную работу на этих рынках, а работу в партнерстве.
Мы предполагаем, что в идеале, если ты хочешь построить устойчивый рынок в Казахстане или на Украине, ты должен быть правильно встроен в местную экосистему. В Казахстане своя культура и свои потребительские привычки. Находясь в Москве, пытаться построить компанию, которая идеально чувствует Казахстан, довольно сложно.
- Насколько вы сейчас готовы к партнерству в Казахстане?
- Опыт Lamoda показал, что казахстанский рынок е-commerce созревает гораздо быстрее, чем многие думали. Сегодня предложения о сотрудничестве нам уже поступают. Мы внимательно рассматриваем все предложения. Думаю, из этого что-то получится.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.