Инвесторы голосуют деньгами

За время реализации госпрограммы ФИИР, включая подготовительный 2009 год, в несырьевой сектор Казахстана было привлечено $8,7  м...

За время реализации госпрограммы ФИИР, включая подготовительный 2009 год, в несырьевой сектор Казахстана было привлечено $8,7  млрд иностранных инвестиций. И это – на фоне непростого экономического положения в ряде зарубежных стран. В Мининдустрии позитивную динамику в отечественной обрабатывающей сфере связывают с реализацией госпрограммы ФИИР.

Об инвестиционной политике страны Деловой Еженедельник Капитал.кз беседует с вице-премьером – министром индустрии и новых технологий Асетом Исекешевым.

- Асет Орентаевич, привлечение инвестиций в несырьевой сектор – одна из ключевых задач в рамках программы индустриально-инновационного развития. Насколько успешно ведется эта работа?

- Сегодня звучат разные мнения насчет программы и  работы по привлечению инвестиций. Конечно, еще рано подводить итоги программы. Но одним из важных промежуточных результатов является показатель привлеченных прямых иностранных инвестиций. Не те виды инвестиций, когда, скажем, они подкреплены госгарантией, а личные средства инвесторов, когда бизнесмен голосует собственными деньгами. И это говорит о многом.

Судите сами, из $171,2 млрд, привлеченных в нашу экономику с 1993 года, 81,6 млрд или 48% приходится на период с 2009 по 2012 годы (с 2010 по 2012 приходится $62,6 млрд или 37%).

За время реализации ГПФИИР в сравнении с предыдущими годами доля притока ПИИ в добычу сырой нефти и газа в общем притоке уменьшилась на 18%, тогда как на 8% увеличилась доля ПИИ в геологоразведку, на 2% в добычу руды и на 8% в несырьевой сектор.

В обрабатывающей промышленности из $8,7 млрд, привлеченных за годы ГПФИИР (включая 2009-й подготовительный год), большая часть ПИИ поступила в ГМК, машиностроение,  химпром, производство пищевых продуктов.

Стоит отметить, что в рамках обрабатывающей промышленности за данный период впервые ПИИ были привлечены в такие высокотехнологичные отрасли, как фармацевтика и производство компьютеров, электронной и оптической продукции.

- В одном из своих выступлений Вы говорили, что сейчас Мининдустрии ведется работа с более 400 зарубежными инвесторами. Есть ли уже конкретные договоренности или практическая реализация совместных проектов?

- МИНТ является ответственным за привлечение инвестиций. «KAZNEX INVEST» – специализированное агентство при Мининдустрии, которое непосредственно занимается этой работой. МИНТ координирует работу по проектам с иностранными инвестициями, которые реализуются национальными и частными казахстанскими компаниями.

По проектам есть хорошие результаты. В прошлом году при содействии агентства «KAZNEX INVEST» проведена большая работа по налаживанию сотрудничества с 450 потенциальными инвесторами из 20 стран. По ряду проектов уже есть положительные результаты. Перечислю лишь некоторые. К примеру, в конце прошлого года состоялось открытие завода фотовольтаических модулей в Астане. А в Темиртау был запущен завод по производству технических газов германского концерна «Linde Group». Также в прошлом году нацкомпанией «Қазақстан темір жолы» налажено производство новых электровозов в Астане на базе технологий французской компании «Alstom». Кстати, КТЖ реализован ряд проектов с такими компаниями как «Дженерал Электрик», «Сименс» и «Тальго». В дальнейшем предполагается локализация производства комплектующих для этих проектов на территории Казахстана.

Как известно, в этом году мы договорились с одной из «знаковых» иностранных компаний-инвесторов – «Тoyota Motors Corparation» по проекту сборки автомобилей марки «Тoyota» в нашей стране. Первые автомобили «Тойота» под лейблом «made in Kazakhstan» появятся на рынке в следующем году.

А в этом году начнутся полномасштабные строительные работы Балхашской ТЭС совместно с корейскими компаниями «Korea Electric Power Corporation» (KEPCO) и «Samsung C&T Corp.». Кроме того, планируется создание сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов в Астане совместно с французской компанией «EADS Astrium».

На стадии реализации находятся проекты по строительству интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области с LG Chem Ltd. (Южная Корея), производству титановых слябов в Усть-Каменогорске совместно с корейской компанией «Posco» и ИТ сервисно-технологический центр совместно с Hewlett Packard (США) и др.

В целом, сейчас определены 57 проектов на общую сумму $17,5 млрд, куда включены как реализуемые, так и перспективные проекты. Из них отобрано 32 конкретных инвестиционных проекта на $15,1 млрд в таких отраслях, как химическая, нефтегазовая, горно-металлургическая, энергетическая, космическая, фармацевтическая, строительная, АПК, IT и др.

 - Чем обусловлен такой повышенный интерес иностранных инвесторов к Казахстану?

 - В первую очередь, это связано с благоприятным инвестиционным и деловым климатом в стране. И это – объективная оценка зарубежных экспертов. Возьмем те же доклады Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса», в рамках которых оценивается влияние реформ на создание более благоприятных условий для предпринимательской деятельности в 180 странах мира.

Например, по степени благоприятности условий для ведения бизнеса РК занимает 49 место. При этом показатель Казахстана существенно опережает среднее значение по региону Восточная Европа и Центральная Азия (среднее значение по региону 73, РК – 49).

По защите инвесторов мы второй год подряд входим в топ-10 стран по миру. В контексте оценки деятельности системы налогообложения РК занимает 17 место в мире.

Если приводить конкретные примеры принятых мер, то прежде всего это – создание правового поля для инвесторов. Для проектов в приоритетных видах деятельности законодательно прописаны освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе оборудования, комплектующих, необходимых для реализации инвестиционного проекта, сырья и запасных частей; натурные гранты (земля, здания, оборудование). Для стратегических инвестиционных проектов предусмотрены освобождение от земельного и имущественного налогов сроком на 7 лет, промышленные льготы (возмещение затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка, зданий и сооружений). Введены инвестиционные преференции для участников СЭЗ.

Но это не повод для самоуспокоения. Сегодня на фоне кризисных явлений, во всем мире ужесточилась борьба за инвестиции. В 2011 году во Всемирном инвестиционном отчете ООН отмечалось, что за последние пять лет мировой рынок прямых иностранных инвестиций сократился почти на 40% с исторически рекордного уровня в $1,9 трлн. Страны, для которых ПИИ имеют большое значение как фактор экономического роста, создания рабочих мест и промышленного развития, сегодня конкурируют друг с другом за меньший «кусок пирога», составляющий, тем не менее, более $1 трлн.

Поэтому, повторюсь, почивать на лаврах не приходится.

 - На заседаниях правительства Вы неоднократно поднимали вопрос о создании сквозной системы привлечения инвестиций, охватывающей деятельность всех звеньев этой цепочки: от посла до акима области. Скажите, как скоро ожидать формирования такой системы?

 - Прежде чем ответить на этот вопрос, хотел бы подчеркнуть, инвестиции – это не только капитальные вложения, поступающие извне, от зарубежных компаний-инициаторов проектов. Наше законодательство вообще не разделяет иностранных и отечественных инвесторов – они обладают равным набором прав.

Что касается вопроса. Утвержден Национальный план по привлечению инвестиций, разработанный МИНТ по поручению правительства страны.

И как вы правильно заметили, этот план выстраивает четкую систему работы госорганов с инвестором: от посла и до акима области. Новизна этого стратегического документа в том, что теперь за каждым послом, министром, руководителем госхолдинга, нацкомпании и акимом закрепляется показатель по привлечению инвестиций. Хотел бы отметить, что в целом, на общегосударственном уровне, работа по привлечению инвестиций в основном налажена. Иное дело, что эту деятельность необходимо усилить на региональном уровне, поставив ее на системную основу и закрепив сферу ответственности.

 - За что конкретно будет отвечать каждый из этих элементов?

 - На центральном уровне ведется постоянная работа по улучшению инвестклимата. За министерствами закреплены мероприятия, которые влияют на рейтинги страны.

Что касается посольств. На основе аналитических исследований по стратегии привлечения ПИИ правительством были определены 20 приоритетных стран-инвесторов. Работа будет вестись, в первую очередь, по ним. Поэтому с диппредставительствами во всех 20 странах заключены Дорожные карты по привлечению инвестиций с конкретными сроками проведения инвестиционных мероприятий.

Посольства будут оказывать поддержку в установлении первых контактов с потенциальными инвесторами, оказывать помощь в организации визитов в Казахстан, заниматься вопросами инвестиционного имиджа страны, проводить инвестиционные мероприятия за рубежом.

Ключевая роль отводится местным исполнительным органам. В регионах уже открыты 10 СЭЗ. Созданы «Центры по обслуживанию инвесторов» (ЦОИ), которые в тесном взаимодействии с «KAZNEX INVEST» осуществляют полный комплекс сервисных услуг для иностранных инвесторов в регионах. Для работы в каждом из этих центров обучены по 5-6 человек, которые владеют иностранными языками и получили степень MBA. От отношения акиматов и ЦОИ к действующим инвесторам будет зависеть решение будущих инвесторов о приходе в тот или иной регион.

Хотел бы отметить, что когда мы говорим об инвестициях, то подразумеваем не только финансовые ресурсы, но и трансферт новых технологий, знаний, обновление производства и технологическую модернизацию.

Поэтому глава государства обозначил привлечение иностранных инвестиций одним из приоритетов всей экономической политики страны. И мы должны приложить все усилия для достижения поставленных президентом задач по формированию Казахстана как регионального инвестиционного хаба.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤