Как инструменты аналитики помогают повысить рентабельность логистики
Ручной сбор данных часто приводит к ошибкамАвтор: директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Рената Зобова
Аналитические инструменты в логистике помогают участникам рынка оптимизировать процессы и снижать затраты, а также находить перспективные идеи для развития бизнеса.
Цифровые сервисы — индикаторы рынка
Все знают об индексах фондового рынка — это ключевой показатель его состояния в целом и по отдельным отраслям. Подобные индикаторы есть и в других сферах, в том числе в логистике.
Появление аналитических инструментов в логистике стало возможным благодаря росту популярности цифровых платформ — чем больше зарегистрированных пользователей и размещенных грузов, тем больше данных для анализа и достоверных выводов. Так, активность грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков на биржах грузоперевозок позволяет собирать данные для расчета основного показателя отрасли — средних ставок на перевозки по разным направлениям в реальном времени.
Например, можно посмотреть, сколько прямо сейчас в среднем стоит доставка груза из Алматы в Москву или Свердловскую область, а также разброс цен — от минимальной до максимальной. Грузовладельцам это позволит выставить груз по адекватной цене, не переплачивая за услуги партнеров. Перевозчикам такой сервис тоже полезен — он дает аргументы для переговоров по заказам, выставленным по заниженной цене. Таким образом, все участники рынка получают инструмент повышения рентабельности бизнеса.
Важно, что средние ставки — это реальная стоимость услуг действующих перевозчиков без наценки экспедиторов или маржи крупных логистических компаний с большим парком автомобилей. Это позволяет грузовладельцам принимать более обоснованные решения при выборе перевозчика.
Еще один аналитический инструмент предназначен для перевозчиков — он отражает наиболее выгодные направления. На основе средних ставок логистическая платформа способна ранжировать маршруты по цене и объему перевозимых грузов. Например, есть возможность узнать, в какой город или страну прямо сейчас выгоднее всего доставлять грузы. Кроме того, сервис помогает выявить самые перспективные маршруты, где цены имеют тенденцию к увеличению.
Этот инструмент особенно полезен для перевозчиков, стремящихся нарастить свою прибыльность. Также его можно использовать при расширении автопарка, когда необходимо планировать географическое развития бизнеса.
Почему так важна аналитика рынка
Можно выделить несколько причин, по которым использование аналитических инструментов необходимо всем участникам рынка логистики.
Во-первых, ценообразование в грузоперевозках определяется не только себестоимостью услуг и процентом маржинальности, но и трендами спроса и предложения. Именно поэтому важно активно следить за ними и вовремя реагировать на изменения. Аналитические сервисы предоставляют возможность видеть текущие цены, а также прогнозировать будущие изменения на основе анализа исторических данных и текущих тенденций.
Во-вторых, современные аналитические инструменты учитывают сезонные колебания, погодные условия на маршруте и другие обстоятельства, которые, как правило, трудно учесть при самостоятельном расчете. Это значительно повышает точность прогнозов и позволяет принимать более обоснованные решения.
В-третьих, отслеживание индикаторов рынка помогает увеличить прибыльность бизнеса. Известно, что часто грузопотоки неравномерны: «туда» много грузов, а «обратно» автомобиль едет порожним. Либо в одну сторону грузовладельцы предлагают выгодные ставки, а в обратную — нерентабельные. В этом случае с помощью специализированного сервиса можно подобрать более выгодный обратный маршрут — не из пункта назначения, а из соседних городов и поселков.
Таким образом, результатом применения аналитических сервисов становится более справедливая цена на услуги для перевозчиков, а также возможность для грузовладельцев избегать рисков переплатить.
Аналитика процессов
Логистическая платформа также дает возможность использовать широкий спектр инструментов для анализа внутренних процессов.
Инструменты внутренней аналитики включают в себя отчеты о грузоперевозках, распределении грузов по маршрутам и конкретным перевозчикам, а также оценку работы менеджеров, времени обработки заказов и другие важные аспекты. Эти отчеты формируются автоматически на основе заданных пользователем критериев, что позволяет выявлять и устранять слабые места во внутренних процессах компании, повышая ее общую эффективность.
Многие компании до сих пор пытаются анализировать рынок и внутренние процессы традиционными методами, используя Excel. Однако возможности анализа в таблицах весьма ограничены. В них сложно проследить рыночные тренды, так как у отдельных компаний недостаточно информации. Также в Excel невозможно связать воедино всех участников процесса грузоперевозки для обеспечения прозрачности на каждом этапе. Ручной сбор данных часто приводит к ошибкам, что негативно сказывается на конечном результате и может привести к неправильным выводам, а значит - и решениям. Время, затрачиваемое на анализ вручную, существенно увеличивается, и данные могут устареть уже на этапе их ввода, что также способно существенно повлиять на объективность выводов.
Торговые потоки сильно изменились за последние два года — и они продолжают меняться. Ситуация на рынке требует трансформации логистических процессов — сегодня преимущество получают те, кто умеет быстро реагировать и принимать решения на основе точных данных. Специальные аналитические сервисы позволяют делать правильные выводы, опираясь на большой объем надежной информации.