У Казахстана есть шанс стать лидером региональной логистики
Какие проблемы нужно решить стране в первую очередьМеждународная логистическая компания RTL Alliance и международная инвестиционно-консалтинговая компания ASER в мае представили обзор транспортно-логистического рынка Казахстана. Аналитики и эксперты оценили, как мировые тренды и внешнеполитические факторы влияют на развитие экономики республики в целом и на логистические процессы в частности. О том, какие перспективы открываются перед Казахстаном и какие проблемы нужно решить в первую очередь для постоянного роста рынка?
Основные тенденции рынка
2022 год стал для Казахстана прорывным. После того как логистические маршруты из Азии в Европу перестроились, республика получила возможность стать транзитным хабом Евразии.
Казахстан предложил альтернативный маршрут по направлению Китай — Европа (через порты Каспийского моря в Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу). Государство взялось за развитие трассы, ведущей к Каспийскому морю, портов и соответствующей инфраструктуры. Объем перевозки грузов по ТМТМ за 2022 год вырос в 2,5 раза и составил 1,5 млн тонн. Внешнеторговый оборот страны увеличился на 132% и составил 134,4 млрд долларов.
Западные санкции против России и Беларуси привели к резкому росту логистического рынка республики и усилению конкуренции на нем. В 2022 году грузоотправители искали новые рынки сбыта и партнеров, а перевозчики осваивали новые маршруты. Кроме того, российские и белорусские перевозчики зарегистрировались в Казахстане, чтобы продолжить работу на привычных направлениях.
Роль РК в построении новых логистических цепочек в Евразии повлияла на увеличение грузопотока из Казахстана в Беларусь, Польшу, Германию и Узбекистан. Казахстан наряду с Турцией стал главным перевалочным пунктом для доставки европейских товаров в Россию.
По данным международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU», во втором квартале 2022 года количество заявок на доставку грузов из Казахстана в другие страны выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 136%. В два раза увеличился спрос на перевозки в Россию. При этом ставки на перевозки подросли в среднем на 41%.
Уже в первом квартале 2023 года количество заявок на автомобильную доставку грузов в другие страны выросло практически в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цены на перевозки поднялись на 66%.
Импорт в Казахстан показывает более умеренный рост. В 2023 году количество заявок на перевозки в страну увеличилось по сравнению с прошлым годом на 49%. Спрос растет как на доставку грузов из России и Китая, так и из европейских стран.
Доля ЕС во внешнеторговом обороте Казахстана составляет порядка 30%. В Европу преимущественно экспортируют нефть, газ, металлы, постепенно увеличиваются поставки сельхозпродукции. Обратно в республику импортируют лекарства, медоборудование, компьютерную технику, комплектующие для нефтегазовой отрасли.
Проблемы грузовых автоперевозок
Для Казахстана характерно наличие лимитирующих участков на важнейших отрезках дорожной инфраструктуры – интенсивность движения на них в 1,5-2 раза превышает проектные параметры. Недостаточная модернизация сети автодорог и их плохое состояние привели к тому, что средние скорости движения автомобилей на дорогах страны в два раза ниже, чем за рубежом. Срок службы автотранспорта на треть ниже, чем в Европе и сопровождается высоким уровнем эксплуатационных затрат.
Необходима реконструкция участков трасс «Алматы – Талдыкорган – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – граница РФ», «Актобе – Атырау – граница РФ», «Майкапшагай – Калбатау – Семей – Павлодар – граница РФ» и «Алматы – Астана – Петропавловск – граница РФ». Работы на этих трассах уже ведутся.
Скорость таможенных и пограничных процедур также оставляет желать лучшего. Пункты пропуска недостаточно оснащены современными средствами контроля, нет раздельных коридоров для легковых и грузовых АТС и выделенных «зеленых» коридоров. В ближайшие годы необходимо автоматизировать 100% таможенных операций и ввести безбумажный порядок таможенного декларирования во всех таможенных ведомствах.
Еще одна проблема – высокий уровень износа и моральное устаревание грузового парка автотранспортных средств. В 2020 году он насчитывал 7 тыс. машин, в то время как в Беларуси их было 15 тыс., в Литве – 40 тыс. Уже тогда стояла задача увеличить парк минимум на 5 тыс. грузовых автотранспортных средств. Она решилась сама по себе после релокации российских и белорусских автотранспортных компаний, однако износ основных фондов автомобильного транспорта довольно высок.
По информации МИИР, уровень изношенности транспортной системы в сфере международных грузоперевозок вырос с 22% до 78% в 2021 году. Это стало одним из основных факторов, повлиявших на снижение доли казахстанских автоперевозчиков на рынке международных перевозок грузов с 52% до 31% наряду с ужесточением экологических требований к грузовым АТС. При этом на них приходится более 80% перевозимых в стране грузов и более трети грузооборота.
Разработка и принятие государственной программы финансирования проектов обновления парка АТС позволили бы создать условия для повышения конкурентоспособности и доли предприятий Казахстана на рынке внутренних и международных автомобильных перевозок.
Кроме того, в Казахстане низкий уровень цифровизации и применения информационных систем в данной отрасли. По этой причине неэффективно ведутся сбор, анализ и хранение информации о техническом состоянии транспортной инфраструктуры и интенсивности движения ТС, а также выдача разрешительных документов.
Точки роста
По оценкам аналитиков, в мировом рейтинге конкурентоспособности по показателю «Инфраструктура» Казахстан в прошлом году занял 46 место. Развитие транспортно-логистического потенциала, доступных, эффективных и безопасных услуг может помочь республике к 2030 году войти в число региональных лидеров.
Укреплению позиций Казахстана в транзитных перевозках помогут модернизация и повышение пропускной способности пограничных пунктов, а также удобные таможенные процедуры. Для «бесшовных» перевозок необходима цифровизация транспортных и логистических процессов.
Не менее важно поддерживать конкуренцию в отрасли, которая позволит повысить качество услуг. Для организации логистики можно использовать онлайн-площадки и цифровые сервисы. Они помогут в поиске партнеров, проверке их репутации, автоматизации рутинных операций, таких как выбор подрядчика и отслеживание доставки грузов. В оцифровке процессов нуждаются как грузоотправители, так и перевозчики. Это позволит им снизить издержки и компенсировать расходы на транспортировку грузов.
Участникам рынка нужно готовиться к усилению контроля и повышать прозрачность процессов внутри компаний. Один из способов – автоматизация, благодаря ей можно добиться прозрачности на всех этапах перевозки.
Темпы роста количества грузоперевозок на российском направлении пока не снижаются, но мы ожидаем, что в дальнейшем они могут все же замедлиться, и произойдет перестройка на новые перспективные направления. Например, в рамках сотрудничества с Китаем.
Также мы прогнозируем появление новых логистических продуктов и переориентацию транзитных грузопотоков Евразии на трансказахстанские маршруты. Сейчас над этим работает Центр компетенций, созданный при КТЖ. Уже были анонсированы меры по увеличению пропускной способности портов Актау и Курык, создание «контейнерного хаба» на Каспийском море. Будут постепенно устраняться «узкие» места в ТМТМ в рамках дорожных карт с Азербайджаном, Турцией и Грузией.
Для казахстанских перевозчиков в западном направлении остаются открытыми погранпереходы на границе Латвии. Сохраняется возможность перевозки через Финляндию и далее по морю. Российские перевозчики освоили маршруты через Турцию — таким же путем могут следовать и казахстанские грузы.
Зона роста Казахстана – сотрудничество с другими центральноазиатскими республиками, участие в выстраивании взаимовыгодных отношений внутри региона. Кроме того, нужно развивать другие направления международного партнерства. Например, встраиваться в развивающийся коридор «Север — Юг», который может стать каналом для торговли со странами Ближнего Востока и Южной Азии.
О том, что Казахстан намерен стать полноценным транспортным хабом в Центральной Азии и Каспийском регионе - заявил президент Касым-Жомарт Токаев, находясь с визитом в Абу-Даби. Поможет в этом Астане Abu Dhabi Ports Company, которая совместно с «КазМунайГазом» создаст на Каспии танкерный и торговый флот и будет работать с крупными нефтегазовыми проектами.
Автор: Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU»
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.