Какая поддержка нужна транспортно-логистическому комплексу
Зачастую проекты в этой сфере отличают низкая маржинальность, отсутствие залогов и высокая капиталоемкостьТранспортно-логистический комплекс всегда считался основой экономического развития и находился в авангарде требований к обеспечению качества жизни населения той или иной страны. Для Казахстана, с его огромной территорией, географическим положением и низкой плотностью населения, транспортно-логистическая инфраструктура приобретает стратегически важное значение, позволяющее наращивать интеграцию и торговые взаимоотношения с соседними государствами, а также глубже погружаться в процесс мировой глобализации.
Зачастую
проекты в этой сфере отличают низкая маржинальность, отсутствие залогов и
высокая капиталоемкость – что автоматически классифицирует их как проекты с
социальной направленностью, не представляющие большого интереса для большинства
финансовых организаций и банков второго уровня. Следовательно, для запуска
подобных инфраструктурных проектов требуется господдержка и «дешевое, длинное»
финансирование. О том, как национальный институт развития поддерживает
отечественный транспортно-логистический комплекс, в рубрике «DBK Talk»
рассказывает старший банкир Дирекции по работе с клиентами БРК Асем Шакенова. Интервью размещено на сайте Банка Развития Казахстана.
- Транспортно-логистический комплекс особенно значим для Казахстана. Как Вы оцениваете развитие данной отрасли в стране?
- Вы правы, развитая транспортно-логистическая инфраструктура – ключевой фактор социально-экономического роста любой страны, но в особенности Казахстана, учитывая огромную территорию с отдаленными друг от друга населенными пунктами и выгодное географическое положение, от которого зависит формирование новых транспортных направлений в регионе. За последние годы в Казахстане сделано многое для того, чтобы ситуация в отрасли улучшилась, к примеру, выделяются финансовые средства на поддержку отрасли, реализуются новые инфраструктурные проекты. Однако не стоит на этом останавливаться, так как из-за стремительного технологического прогресса и цифровизации здесь происходят тектонические изменения.
- Какие тренды сегодня влияют на развитие транспортной инфраструктуры, логистики и связи в Казахстане?
- Если говорить о технических трендах, то сферы транспорта, логистики и связи, как и другие секторы экономики, идут по пути цифровой трансформации, активно внедряются IT-решения, развивается рынок цифровых услуг. Темпы развития технического прогресса в отрасли очень высокие, если сравнивать то, что мы имеем сейчас с периодом 6-летней давности, поменялось практически все. Например, в 2014 году мы с гордостью объявили, что при участии Банка Развития Казахстана ТОО «Алтел» (сейчас ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») строит сети беспроводной связи четвертого поколения (4G), пару лет прошло, и уже требуется апгрейд до 5G.
Касательно инвестиционных трендов, сейчас все больше инфраструктурных проектов в отрасли реализуются через инструменты проектного финансирования и государственно-частного партнерства (ГЧП). В БРК, к слову, первый проект в формате ГЧП реализовали еще в 2019 году - финансирование инвестпроекта по обеспечению широкополосным доступом в интернет сельских населённых пунктов по всей стране. Заемщиками тогда выступили ТОО SilkNetCom и АО «Казахтелеком».
- Сколько проектов в сфере транспорта, логистики и связи сейчас в портфеле БРК? Есть ли фундаментальное отличие оценки и структурирования таких проектов от всех остальных?
- Отличия есть всегда, это касается не только проектов в разных сферах, но и тех, что находятся внутри одного портфеля. Наверное, это связано с тем, что все проекты Банка уникальны по своим масштабам, размаху и социально-экономическому, стратегическому значению.
Тем не менее проекты в сфере транспорта, логистики и связи имеют определенные фундаментальные отличия, требующие особых способов поддержки, поскольку развитие данного направления по большей части необходимо государству, а не бизнесу. Проблема в том, что такие проекты отличаются высокой капиталоемкостью при достаточно низкой маржинальности и отсутствии залогов. Следовательно, для БВУ и большинства финансовых компаний они рискованные и неприбыльные, грубо говоря, окупаются они не за год и два, тут счет идет на десятилетия. Другая особенность – острая социальная направленность таких проектов. Опять же, для финансирования подобных инфраструктурных проектов требуется «дешевое» и «длинное» финансирование именно в тенге. И наконец — не стоит забывать о том, что транспорт, логистика и связь — это «руки и ноги» экспортно ориентированных предприятий, без которых не может быть и речи о развитии производственной инфраструктуры, обрабатывающей промышленности и увеличении экспорта продукции «Made in KZ».
Для БРК, как главного института развития, предоставляющего лучшее финансирование в национальной валюте, напротив, такие проекты входят в мандат. Именно поэтому мы стараемся увеличивать их количество в своем кредитном портфеле, на сегодняшний день по отрасли транспорта, логистики и связи у нас 14 действующих проектов.
В частности, это такие проекты, как приобретение пассажирских вагонов и электропоездов АО «Вагонсервис», строительства магистрального газопровода «Сарыарка» АО «АстанаГаз КМГ», строительство транспортно-логистического центра в Шымкенте и модернизация ТЛЦ в Нур-Султане ТОО Continental Logistics, внедрение сетей LTE/GSM/UMTS и обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов страны и другие.
- Как Вы привлекаете новых заемщиков, какие особенные условия кредитования предлагаются для стимулирования развития отрасли?
- Принимая во внимание миссию БРК - содействие устойчивому развитию национальной экономики путем осуществления инвестиций в несырьевой сектор страны, в том числе через структурирование крупных инфраструктурных и индустриальных проектов, немногие финансовые организации в регионе могут составить нам конкуренцию. При этом мы не ставим перед собой цели по максимизации прибыли, всегда держим в приоритете проекты, имеющие социальное значение, обладаем гибкими требованиями к потенциальным заявителям, придерживаемся лояльной политики по залоговому обеспечению, а также предоставляем широкую линейку инструментов. По этой же причине наши проекты, особенно при их зарождении, не привлекательны для БВУ. Следовательно, наши заемщики приходят к нам целенаправленно, уже зная о наших условиях.
Касательно стимулирования развития транспортно-логистического комплекса, команда фронт-офиса Банка на регулярной основе обговаривает с отраслевым министерством план развития отрасли, чтобы быть в курсе и исходить из потребностей страны, включая социальные потребности населения. Дальше ищем инвесторов или подходящие источники финансирования проекта.
- Поменялся ли Ваш подход к рассмотрению проектов за время пандемии и карантина?
- Из-за пандемии коронавируса кардинально поменялась наша жизнь, соответственно такие глобальные изменения не могли обойти стороной нашу работу и бизнес-процессы Банка в целом. Тем не менее, благодаря своевременному реагированию со стороны топ-менеджмента и руководства Банка, мы смогли оперативно перестроиться и организовать финансирование проектов в онлайн-формате, так как понимали, что нельзя останавливаться и задерживать строительство проектов, например, таких как обеспечение интернетом сельских населенных пунктов, которые иначе могли остаться отрезанными от внешнего мира из-за карантина. Мы полностью перешли на онлайн-встречи, даже появились шутки, что мы можем одобрить проект и даже не увидеть заемщика «в живую».
- На первый взгляд складывается ощущение, что проекты в транспортной сфере больше всего пострадали от негативных последствий пандемии, так ли это? Как Ваши текущие заемщики переживают кризис?
- Я думаю, что каждый банкир скажет то же самое о своем направлении, потому что экономика в целом сильно пострадала от пандемии. Что касается проектов в транспортной сфере, то это определенно так. Вы же помните, что бизнес-активность упала практически до нулевого уровня, движение товаров не осуществлялось, и, как следствие, резко упали доходы транспортных компаний.
Банк со своей стороны провел стресс-тестирование, мы сформировали детальный план антикризисных мер по каждому проекту, настроили максимально индивидуальный подход к каждому из наших клиентов – все это и помогло нам и нашим заемщикам благополучно пережить первые волны пандемии. На текущий момент проблемных проектов в портфеле транспортно-логистического направления, включая отрасль связи, не имеется.
- Расскажите о новых проектах/планах на 2021 год.
- Сейчас мы работаем над еще одним стратегически важным проектом, направленным на создание инфраструктуры для развития современной торговой системы, которая обеспечит насыщение отечественного рынка качественной продукцией и предоставит продовольственную безопасность для населения.
В 2021 году продолжим активную работу по усилению сотрудничества с правительством, заемщиками и партнерами для того, чтобы в обозримом будущем в каждом казахстанском доме были интернет и газ, а транспортная инфраструктура страны достигла уровня развитых государств.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.