Асет Иргалиев: Основная цель нового экономического курса - рост благосостояния казахстанцев
О новом экономическом курсе и Стратегическом плане министр национальной экономики рассказал в интервью корреспонденту Kapital.kzПандемия коронавируса и связанные с ней ограничительные меры по всему миру привели к социально-экономическому кризису, беспрецедентному по масштабу и последствиям. Благодаря оперативным и повсеместным мерам правительства по поддержке экономики и населения в 2020 году удалось ограничить падение казахстанской экономики до 2,6%.
В текущем году руководство страны поставило цель нарастить ВВП на 3%. Для того чтобы сделать ситуацию в экономике стабильнее и развиваться дальше, уже в условиях новой реальности, в Казахстане разработали и утвердили Национальный план развития до 2025 года.
О том, как будет реализовываться программный документ, в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал министр национальной экономики Асет Иргалиев.
- Асет Арманович, в Казахстане действовал Стратегический план развития до 2025 года, который приняли еще в 2018 году. Зачем понадобился новый план?
- Это связано с происходящими в мире изменениями. Не станет откровением, если я скажу, что резкое изменение условий развития глобальной экономики, вызванное пандемией, стало исключительным вызовом для всех стран мира.
Для начала предлагаю кратко проанализировать мировую экономическую повестку и предшествовавшие ей события. Глобальный локдаун привел к приостановке многих производств, разрыву цепочек добавленных стоимостей и сбыта, обрушению целых отраслей и рынков. Карантины резко сократили передвижения, что, соответственно, сказалось на спросе на нефть, транспорт и туризм.
Уникальность коронакризиса заключается в том, что он нанёс «двойной удар» как на спрос, так и предложение. С одной стороны, ограничительные меры в значительных масштабах снизили объёмы производства товаров и услуг, с другой стороны, существенно сократили доходы населения и потребительский спрос.
Новые триггеры обнажили системную уязвимость мировой экономики. Накануне пандемии глобальная экономика уже подавала тревожные сигналы.
Сдерживание неравенства будет иметь решающее значение для обеспечения устойчивого восстановления после нынешнего кризиса. Если в экономическом плане неравенство можно исправить по мере накопления капитала, то преодолеть разрыв в доступе к знаниям, чистой экологии и качественному здравоохранению уже сложнее. Фактически мы увидели, что система здравоохранения ни одной страны мира не была готова к эпидемии такого масштаба. Из-за этого и пришлось вводить строгие ограничительные меры.
В этих условиях полный экономический коллапс предотвратили крупномасштабные меры государственной поддержки. Согласно данным МВФ, в прошлом году страны с развитой экономикой в среднем направили примерно 24% ВВП на меры бюджетной поддержки, страны с формирующимся рынком - 6%, а страны с низким уровнем доходов - менее 2%.
Общий объем антикризисных мер Казахстана составил 6,3 трлн тенге (15 млрд долларов) или 9% от ВВП. К примеру, в России было выделено более 4% ВВП.
Пандемия усилила роль государства в жизни общества и экономике. Успех в стабилизации социально-экономической ситуации, как мы видели по всему миру, напрямую зависел от эффективности работы государственных институтов. Например, многие граждане потеряли работу или были отправлены в отпуск без содержания, и только государственные выплаты могли хоть как-то компенсировать их потери. Такая ситуация сложилась не только в Казахстане, но по всему миру – в США, Европе, Японии.
Пандемия ускорила динамику, которая будет формировать мировую экономику в так называемую «постковидную эпоху». В числе новых трендов – повсеместная цифровизация, быстрый рост прорывных инноваций, деглобализация и регионализация, ужесточение глобальной конкуренции за инвестиции, ускоренный переход на рельсы зеленой экономики, увеличение неравенства.
Глобальные тренды уже формируют «новую реальность», которая несет с собой и вызовы, и возможности. В таких условиях стала очевидной необходимость в кардинальном пересмотре стратегического видения дальнейшего развития экономики Казахстана.
По поручению президента страны Касым-Жомарта Токаева Министерство национальной экономики и Агентство по стратегическому планированию и реформам оперативно и, даже можно сказать, проактивно подготовили проект Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года в новом его виде. Данный документ был утверждён указом главы государства в феврале текущего года.
- Если коротко, то какова основная цель нового плана?
- Основная цель остается неизменной – это повышение качества жизни и доходов населения. С учетом произошедших и прогнозируемых изменений новый Нацплан представляет новый курс социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.
Мы считаем, что перезапуск пакета системных реформ и перенастройка основных государственных политик позволят до 2025 года выйти на стабильный рост экономики на 5% в год. Достижение этого показателя должно стать результатом реализации нового плана.
- Вы стали министром накануне утверждения Нацплана. С какими вызовами вы столкнулись на этапе разработки документа?
- Сжатые сроки для разработки и высокая степень неопределенности в динамике дальнейшего развития ситуации в мире стали для нас вызовом. В любом случае мы должны понимать, что «коронакризис» будет иметь долгосрочные последствия для мировой экономики, и нам нужен программный документ, план, который будет ответом на эти вызовы.
Сейчас все международные институты развития дают осторожные прогнозы на будущее. Есть несколько сценариев, развитие которых во многом прямо зависит от успеха по вакцинации и предотвращения эпидемии, а также от эффективности государственных мер по восстановлению национальных экономик.
Считаю, что у Казахстана есть все возможности интегрироваться в новую архитектуру экономических отношений, эффективно используя свои конкурентные преимущества.
- Вы уже сказали ранее, что цель на повышение качества жизни казахстанцев сохраняется. Как реализация нового Нацплана повлияет на них?
- Переход на устойчивый экономический рост даст реальный рост качества жизни и доходов населения. То есть развитие экономики не будет выглядеть лишь как наращивание ВВП – главное, граждане должны видеть, как растут их доходы.
Государство будет создавать равные условия для реализации потенциала каждого гражданина вне зависимости от его возраста, места проживания и социального статуса.
В первую очередь, это подразумевает удовлетворение базовых потребностей населения в жилье и инфраструктуре – транспортной, энергетической или цифровой, качественном образовании и здравоохранении, занятости и стабильном источнике дохода.
Такая модель позволит нам продолжить курс на развитие диверсифицированной экономики.
К примеру, мы работаем над мерами по улучшению условий для предпринимательства, формированию нового инвестиционного цикла, повышению качества госуправления. Улучшение услуг здравоохранения и образования, развитие инфраструктуры и институциональные преобразования – все это вместе поможет улучшить благосостояние граждан.
- А что с развитием экономики в целом? Какие приоритеты там?
- Ключевыми задачами в проведении системных реформ мы считаем обеспечение верховенства закона, создание современной модели госуправления, где будет реально работать концепция «Слышащего государства».
Что это значит? Действия госорганов будут ориентированы на удовлетворение интересов населения и бизнеса. Для этого мы будем работать над утвержденной системой государственного планирования, будем повышать эффективность квазигосударственного сектора и шире вовлекать граждан в принятие государственных решений.
Благодаря этому, мы считаем, будут созданы условия для стимулирования экономической деятельности, вырастет общественная нетерпимость к коррупции, укрепится доверие к правоохранительным органам и системе правосудия в целом.
Отдельно хотелось бы поговорить о новой системе экономических отношений. Мы видим решение в структурной перестройке экономики. Будет обеспечено качественное изменение структуры экономики через ее диверсификацию, таргетированное привлечение инвестиций, проактивное продвижение экспорта, поддержку и комплексное развитие частного предпринимательства.
Реализация имеющегося потенциала и конкурентных преимуществ в развитии отечественного производства продукции с высокой добавленной стоимостью в базовых отраслях экономики снизит влияние внешних шоков на экономику страны.
Огромные запасы широкой номенклатуры сырья, созданная за годы индустриализации производственная база, а также формируемые благоприятные транспортно-логистические и институциональные условия наряду с реализацией качественно новых подходов по наращиванию переделов позволят эффективно развивать производство импортируемой и конкурентоспособной экспортной несырьевой продукции.
Особое внимание в этом вопросе уделяется развитию производства товаров на основе имеющейся сырьевой базы с наличием устойчивого внутреннего и внешнего спроса, логистической доступностью сбыта и как следствие большим потенциалом увеличения производства. В результате индустриализации экономики объем продукции обрабатывающей промышленности должен вырасти в 1,5 раза.
Много работы предстоит в агропромышленном комплексе. Вместе со стратегическими инвесторами мы сформируем семь крупных экосистем по производству и переработке мяса, фруктов, овощей, сахара, зерновых, масличных культур, молочной продукции. Особое внимание будет уделено развитию рыбной отрасли. Крупные проекты сыграют ключевую роль в качестве центрального элемента создания добавленной стоимости.
Отдельно правительство будет работать над увеличением площади орошаемых земель. Система субсидирования должна стать прозрачной и адресной – с условием мониторинга встречных обязательств бизнеса. Деньги государства не должны уходить «впустую».
Второе направление – это новая структура производства, которая поможет нам углубить интеграцию казахстанской экономики в международные рынки и обеспечить присутствие Казахстана в мировых цепочках добавленной стоимости. Промышленная политика страны будет направлена на создание условий для стимулирования международной конкурентоспособности отечественных предприятий. Наша страна сможет занять свою нишу и, как результат, сможет дальше развивать собственное производство.
Поддержка экспортеров сохранится. Для этого будут реализованы финансовые и нефинансовые меры господдержки. В результате несырьевой экспорт вырастет к 2025 году в два раза – до 41 млрд долларов. Повышение конкурентоспособности несырьевого экспорта станет эффективным драйвером устойчивого и качественного развития казахстанских производителей в целом, стимулируя рост производительности, приток новых инвестиций, компетенций и новых технологий.
Третье направление – реализация «новой повестки» развития предпринимательства, предусматривающей формирование регуляторной политики с внедрением механизмов регулирования «с чистого листа» и снижением нагрузки на бизнес, а также обеспечение здоровой конкурентной среды.
Пандемия нанесла серьёзный ущерб предпринимательству. В прошлом году в целях поддержки экономики правительством реализованы три пакета антикризисных мер: срочные меры по поддержке населения и бизнеса, оперативные меры по сохранению социально-экономической устойчивости, а также Комплексный план по восстановлению экономического роста на 2020 год.
Вместе с тем поддержка предпринимателям оказывается в рамках государственных программ «Дорожная карта бизнеса», «Еңбек» и «Экономика простых вещей».
В текущем году для стимулирования деловой активности реализуются меры прямого действия, направленные на обеспечение доступа к финансированию, снижение нагрузки на бизнес и расширение доступа к рынкам спроса.
Так, расширен список групп МСП в пострадавших отраслях, получающих возможность льготного рефинансирования банковских займов, с 29 до 174 видов деятельности. Продлевается освобождение субъектов МСП, деятельность которых запрещена или ограничена, от уплаты налога на имущество. В текущем году все требования к бизнесу будут сокращены в 4 отраслях с охватом 60% МСП.
Будет продолжена работа по совершенствованию налогообложения. Уровень и механизмы налогообложения мы адаптируем для стимулирования формирования новой структуры экономики.
В результате реализации всех запланированных мер количество занятых в малом и среднем бизнесе вырастет с 3,5 млн до 4 млн человек, а доля МСБ в ВВП – с 30% до 35% к 2025 году.
При этом доля государства в экономике будет сокращена до 14%.
Четвертое направление – борьба за качественные инвестиции. Глобальная конкуренция за инвестиции усиливается, и государства по всему миру предпринимают все новые шаги и инструменты, чтобы привлечь к себе бизнес.
Казахстан не остается в стороне. Будут отобраны крупные проекты для заключения стратегических инвестиционных соглашений.
Наша стратегическая задача – привлечь иностранные инвестиции и довести их уровень до 30 млрд долларов в год к 2025-му. Это позволит обеспечить уровень инвестиций в основной капитал до 30% к ВВП в 2025 году.
Пятое – поддержка качественного роста экономики за счет сохранения налогово-бюджетной стабильности и эффективной монетарной политики, развития финансового рынка.
Согласно Нацплану, в приоритете стимулирование импортозамещения, повышение конкурентоспособности товаропроизводителей и снижение уровня теневой экономики.
Шестое – цифровизация экономики и общества. Если мы отстанем по этому направлению, то упустим возможности как в социальной, так и экономической сфере. Допускать этого нельзя.
Инвестиции в IT-сектор будут увеличены в шесть раз. Это поможет создать в отрасли около 100 тысяч новых рабочих мест. Это означает и наращивание человеческого капитала – поскольку сфера информационных технологий потребует и улучшений в сфере образования.
И последнее направление – сбалансированное развитие всех регионов страны. Более 3,5 тысячи сел будут модернизированы по новым региональным стандартам. Это даст новый импульс для развития сельской местности.
Продолжится работа по наращиванию объемов строительства и улучшению жилищной инфраструктуры. В 2021 году планируется ввести 17 млн квадратных метров жилья, а всего до 2025 года – свыше 100 млн.
Все эти меры помогут повысить качество жизни граждан, особенно в регионах, а также окажут поддержку локальным бизнесменам.
- В прошлом году мы увидели, что пандемия стала настоящим, непредвиденным испытанием для миллионов людей по всему миру. Большая нагрузка на систему здравоохранения и переход обучения в онлайн-формат стали серьезной проблемой, что может оказать долгосрочное негативное влияние на целое поколение. Как будут решаться эти вопросы?
- Действительно, сейчас мир претерпевает кардинальные и масштабные изменения, причем происходит это в ускоренном темпе. Мы стали свидетелями и непосредственными участниками глобального перехода от техногенной цивилизации к новой формации, в которой человек становится главной ценностью и ключевым драйвером развития «экономики знаний».
С учетом новых вызовов и угроз мы акцентируем внимание на развитие систем образования и здравоохранения. Например, для полной ликвидации аварийных и трехсменных школ будут построены 800 новых школ, детей от 3 до 6 лет полностью охватят дошкольным воспитанием и обучением. Во всех организациях образования будут созданы условия для инклюзивного образования. Кроме того, к 2024 году на поэтапной основе в два раза вырастет заработная плата педагогов.
Что касается здравоохранения, то государство предпримет меры для обеспечения этой сферы квалифицированными кадрами, современным оборудованием, методами диагностики и лечения. Планируется, что к 2025 году заработная плата врачей вырастет в 2,5 раза, а финансирование здравоохранения со всех источников вырастет до 5% от ВВП.
В целом во всех регионах страны построят 20 современных медицинских центров, 12 инфекционных больниц и две научно-инновационные многопрофильные клиники – в Нур-Султане и Алматы. Сельские лечебные учреждения полностью оснастят современным оборудованием.
Все это совокупно даст нам существенный задел в обеспечении качественной инфраструктуры здравоохранения на долгий срок вперед.
Кроме того, планируется много работы в сфере трудоустройства граждан. Ежегодно около 700 тысяч казахстанцев будут обеспечены активными формами занятости, и к 2025 году планируется снижение уровня безработицы до уровня не более 4,7%.
- Объем предстоящей работы выглядит внушительным. И как это будет контролироваться?
- Для нас очень важно обеспечить практическую реализацию всех задач и мероприятий Национального плана.
Для обеспечения постоянного, прозрачного и эффективного мониторинга, а также вовлечения в реализацию всех заинтересованных сторон в настоящее время проводится работа по созданию Национальной системы проектного управления.
Она включает три уровня государственного управления. Это управление портфелями – на уровне Правительства РК через реализацию общенациональных приоритетов; управление программами – на уровне госорганов через реализацию документов Системы государственного планирования; управление проектами – на уровне проектных команд через создание и организацию их деятельности.
Система будет действовать на единой методологической основе и в единой информационной системе проектного управления, где в режиме онлайн будут работать все проектные команды по всем общенациональным приоритетам Национального плана развития.
Система будет работать как единый «часовой механизм», который призван запустить и поддерживать Национальный проектный офис, обеспечивающий реализацию Национального плана и других документов Системы государственного планирования через координацию и взаимодействие всех трех уровней системы проектного управления.
По всем 10 Общенациональным приоритетам будут закреплены кураторы на уровне заместителей премьер-министра в зависимости от их функциональных обязанностей.
В результате реализации новых подходов, будет сформирована новая экосистема государственного управления, которая станет эффективным инструментом реализации Национального плана.