Что Минсельхоз внес в концепцию Нацпроекта по развитию АПК

Kapital.kz изучил предложения регулятора
en.dailypakistan.com.pk

Министерство сельского хозяйство РК готовится обсудить с отраслевыми ассоциациями в сфере АПК свою концепцию Национального проекта по развитию АПК на 2022-2026 годы. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz ее изучил. В качестве целевых индикаторов указаны 4 пункта. Первый -  повышение производительности труда в 2,5 раза, второй - насыщение внутреннего рынка социально значимыми продовольственными товарами на уровне 80%, третий - увеличение экспорта переработанной продукции АПК в 2 раза, четвертый - стабильное повышение доходов 1 млн сельских жителей. Как же ведомство планирует их достичь? И сколько средств, по расчетам Минсельхоза, нужно потратить в следующие 5 лет на развитие агросектора?  

Итак, регулятор в концепции делает ставку на развитие:

- производства высокорентабельных культур;

- интенсивного молочного животноводства;

- мясного животноводства;

- птицеводства;

- кормоводства;

- переработки продукции АПК;

- совершенствование ветеринарной и фитосанитарной безопасности;

- улучшение доступности финуслуг;

- эффективное использование земельных ресурсов;

- сбыта продукции АПК;

- аграрной науки и образования;

- сельхозкооперации;

- цифровизации АПК;

- развитие сельских территорий.

Мы не будем цитировать текст полностью, а только основные его пункты. Каждый раздел концепции содержит перечень проблем конкретного направления отечественного АПК, затем Минсельхоз перечисляет пути их решения и приводит примерный размер финансовых затрат на 2022-2026 годы.    

Производство высокорентабельных культур

У растениеводства, по мнению Минсельхоза, 4 проблемы: зависимость урожайности сельскохозкультур от природно-климатических условий, низкие темпы внесения минеральных удобрений, неразвитость отечественного семеноводства и низкие темпы обновления сельхозтехники.  

Целый список решений приводит ведомство, в него входит, например, соблюдение севооборота, внедрение культуры страхования в растениеводстве. Также важно ввести  авансовое субсидирование и субсидирование органических удобрений промышленного производства. Для развития семеноводства в концепции указано создание системы  прослеживаемости семян и автоматизация системы испытания сортов. Кроме того, прописан равный доступ к сельхозтехнике и оборудованию, а также внедрение скидочных сертификатов при утилизации старой техники. И, конечно, развитие орошаемого земледелия, что подразумевает, согласно видению Минсельхоза, равный доступ фермеров к воде и субсидирование создания систем для ее подачи, внедрение водосберегающих технологий и улучшение материально-технической базы гидрогеолого-мелиоративных служб. Отметим, что это не весь список мер. На развитие растениеводства, по расчетам Минсельхоза, понадобится в 2022 году 107,6 млрд тенге, в 2023 году – 114,15 млрд тенге, в 2024 году – 121,1 млрд тенге, в 2025 году – 129,7 млрд тенге, в 2026 году – 135,1 млрд тенге.

Интенсивное молочное животноводство

В этой отрасли АПК Минсельхоз констатирует низкую продуктивность, дефицит кормов, долгий срок окупаемости проектов, отсутствие залогового обеспечения, недостаток кадров, неразвитость цепочек добавленной стоимости, низкую загрузку перерабатывающих мощностей.  

С учетом этого в плане министерства в числе прочих действий указано создание и расширение молочно-товарных ферм через субсидирование со встречными обязательствами, льготное кредитование оборотных средств всех участников  производственно-сбытовой цепи, внедрение товарного кредитования для членов кооперативов.  

На развитие интенсивного молочного животноводства в 2022 году Минсельхоз предлагает потратить 122,2 млрд тенге, в 2023 году – 131,2 млрд тенге, в 2024 году – 139,7 млрд тенге, в 2025 году – 148, 2 млрд тенге, в 2026 году – 156,7 млрд тенге.

Мясное животноводство

У хозяйств, которые занимаются разведением мясного скота, большой список сложностей. Например, неразвитость цепочек добавленной стоимости в животноводстве, неразвитость отгонного животноводства, неразвитость глубокой переработки продукции коневодства, низкая доля переработки шерсти и шкур, отсутствие твердых залогов у малых ферм, барьеры в доступе на зарубежные рынки.

Чтобы решить эти и другие проблемы, министерство сельского хозяйства предлагает, например, выдавать фермерам льготные кредиты для пополнения оборотного капитала под залог «товаров в обороте», создать инструменты гарантирования займов для малых фермеров, развивать агрострахование в животноводстве. Кроме того, стимулировать создание фермерских хозяйств по доращиванию и пастбищному откорму скота, создавать вертикальную кооперацию с малыми фермерскими хозяйствами, стимулировать искусственное осеменение, освободить от НДС импорт комбикормов.

Минсельхоз примерно подсчитал, что на развитие мясного животноводства в 2022 году надо потратить 314,75 млрд тенге, в 2023 году – 335,35 млрд тенге, в 2024 году – 356,95 млрд тенге, в 2025 году – 375,05 млрд тенге, а в 2026 году – 371,45 млрд тенге.

Птицеводство                                                 

Среди проблем птицеводов: высокая цена комбикормов, длинная логистическая цепочка продаж, неразвитость производства мяса водоплавающих птиц, демпинг со стороны импортеров мяса птицы.

Минсельхоз предлагает много мер, не станем все перечислять, отметим субсидирование строительства убойных цехов, развитие якорной кооперации с помощью льготного и товарного кредитования домашних хозяйств, снижение квоты на беспошлинный импорт мяса птицы, внедрение страхования в птицеводстве, вакцинация промышленных стад за счет бюджета.

В 2022 году на развитие птицеводческой отрасли понадобится, по расчетам Минсельхоза, 107,9 млрд тенге, в 2023 году – 60,6 млрд тенге, в 2024 году – 43 млрд тенге, в 2025 году – 47 млрд тенге, в 2026 году – 51 млрд тенге.   

Развитие кормопроизводства

У хозяйств всех категорий есть дефицит кормов, заявляет ведомство в концепции Нацпроекта развития АПК. Кормовая база в стране не развивается, поскольку не хватает семенного фонда, дефицит кормозаготовительной техники, у фермеров недостаточно знаний о технологиях заготовки и хранения кормов. Кроме того, пастбища в стране нерационально используются, а отдаленные вообще недоступны, и это тоже негативно отражается на кормопроизводстве.   

Проблему с пастбищами можно решить следующими путями, говорится в проекте: создание инфраструктуры их обводнения, улучшение условий проживания чабанов, огораживание пастбищ, если на них соблюдается ротационный выпас. Про водообеспечение говорится, что нужно изменить условия субсидирования строительства колодцев, создать электронную платформу для получения информации по запасам воды и кормоемкости пастбищ. Кроме того, Минсельхоз считает, что нужно продолжить субсидировать покупку кормозаготовительной техники, повысить норматив субсидий на приобретение семян.

Министерство считает, что на развитие кормопроизводства с 2022 по 2026 год включительно надо тратить по 107,75 млрд тенге.

Переработка продукции АПК

В этом направлении регулятор констатирует хронический дефицит оборотных средств и сырья. Кроме того, отечественные переработчики неконкурентоспособны, поскольку ведущие производители превосходят казахстанских переработчиков по масштабу и имеют лучший доступ к финансированию. И у отечественных компаний устаревшие стандарты переработки.  

Переработчикам нужно выдавать льготные кредиты на покупку сырья, разработать современные стандарты качества, дифференцировать ставку НДС, сделав ее для переработчиков на уровне 8-10%, освободить от уплаты НДС при импорте сырья, дифференцированный возврат. Также нужно стимулировать создание и расширение перерабатывающих предприятий через инвестиционное субсидирование (со встречными обязательствами).

Затраты на развитие агропереработки в 2022 году, по мнению Минсельхоза, надо потратить 100,1 млрд тенге, в 2023 году – 159,9 млрд тенге, в 2024 году – 224,9 млрд тенге, в 2025 году – 275,2 млрд тенге, в 2026 году – 344, 1 млрд тенге.

Повышение доступности финансовых услуг

Очень важный пункт концепции. АПК неинтересен коммерческим банкам, поскольку у аграриев и переработчиков не хватает ликвидных залогов, правила субсидирования часто меняются, а сами субсидии облагаются налогами, и это снижает эффективность данной меры господдержки. Что с этим можно сделать? Во-первых, считает Минсельхоз, совершенствовать НПА, например, упростить для банков процедуры реализации заложенного права землепользования, перейти к простому и понятному режиму налогообложения субъектов АПК. Во-вторых, вовлечь СПК, инвестфонды в соинвестирование сельхозпроектов, и это повысит доверие БВУ к ним. В-третьих, усовершенствовать инструменты господдержки. В-четвертых, расширить возможности кредитования сельхозсектора через БВУ, БРК и синдицированные займы за счет включения в отраслевые программы господдержки. В-пятых, увеличить перечень страховых продуктов в аграрной отрасли. В-шестых, развивать инструмент форвардного закупа и внедрение аграрных расписок. В-седьмых, развивать микрокредитование.  

В концепции предлагается, чтобы «КазАгро» за 2022-2026 годы выдал кредиты участникам агросектора на общую сумму 2,36 трлн тенге, коммерческие банки – в совокупности – 872 млрд тенге, общая сумма субсидий – 838 млрд тенге.    

Протекция сбыта продукции АПК

Реализация сельхозпродукции - еще одна из болезненных тем сектора. Минсельхоз, так же как и сами аграрии, констатирует сложность доступа к торговым сетям, высокую долю импорта, рост цен, неразвитость торгово-логистической системы. Кроме того, ведомство упоминает в концепции Нацпроекта протекционистскую политику стран-импортеров, недостаточность экспортной товарной массы и антиэкспортную фискальную политику.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤