Какие барьеры сдерживают развитие конкуренции?
В Агентстве по защите и развитию конкуренции рассказали, какие сферы они затрагиваютАгентство по защите и развитию конкуренции выявило 58 системных барьеров. Об этом сообщил председатель агентства Серик Жумангарин на расширенном заседании правительства с участием Президента, сообщает primeminister.kz.
В сфере лабораторных услуг государство обладает исключительным правом на проведение исследований: на ВИЧ-инфекцию (Центр СПИД, КНЦДИЗ), пренатальный скрининг (2-ой уровень, родовспомогательные организации), «вторую читку» маммографических снимков (онкоцентры), судебную экспертизу (гослаборатории судебной экспертизы), иммуногистохимические исследования (цитологические гослаборатории), санитарно-эпидемиологические лабораторные исследования (РГП «НЦЭ»).
«Частные лаборатории лишены такой возможности. В агропромышленном комплексе присутствуют барьеры доступа к субсидированию: для получения субсидий по возмещению части расходов необходимо содержать 5 тыс. голов крупного рогатого скота и овец, что неподъемно для мелких крестьянских хозяйств», - сообщил Серик Жумангарин.
Министерство здравоохранения работает над устранением барьера на рынке долгосрочных контрактов для отечественных производителей. Участник получает 2 балла за опыт фармацевтического производства более пяти лет за пределами Казахстана. Советом по барьерам отмечено, что это условие ущемляет права отечественных производителей. «СК Фармацией» разработан проект Правил, в котором указанный критерий исключен.
Выполнено и поручение Президента по снижению цен на ПЦР-тесты, медицинские маски, на антиковидные препараты. А с 2021 года агентство на этапе регистрации цены на медикаменты будет проводить экономический анализ обоснованности ценообразования.
Весной 2021 года начнутся первые прозрачные биржевые торги нефтепродуктами, углем, цементом, с/х продукцией. Для этого создан Биржевой комитет. Совместно с Комитетом госдоходов разрабатываются правила ускоренного возврата НДС при экспорте для участников, использующих электронные счета-фактуры.
Серик Жумангарин рассказал и о задачах ведомства на 2021 год. Первая — решение трех взаимосвязанных регуляторных барьеров развития конкуренции, которые являются следствием государственного влияния на экономику и тормозят системные реформы. Это вопросы наличия и доступа к «ключевой мощности».
«Например, население нашей страны. Мы называем это «коммунальное рабство»: безальтернативно пользуемся услугами домофонных, лифтовых компаний, вывоза мусора, телевидения, связи и везде одна обслуживающая компания. Все это происходит на этапе строительства и выдачи техусловий, либо в результате недостатков цифровизации сферы ЖКХ», - рассказал он.
Следующий барьер — это искажение ценообразования. Статья 116 Предпринимательского кодекса подразумевает 14 видов ценового регулирования. Государственное ценообразование во многом объективно обосновано, но иногда сдерживает развитие инноваций, конкуренции. «Пример — дифференциация тарифов в сфере естественных монополий. Мы дифференцируем тарифы, чтобы поддержать социально уязвимые слои населения, но благодаря этому мы поддерживаем всех физических потребителей — и обеспеченных, и слабообеспеченных. Более того, огромная нагрузка идет на бизнес и на бюджет, разрушается инфраструктура», — сказал он.
Основой изменения подходов могла бы стать цифровизация платежей через «социальный кошелек», на который перечислялись бы «крашенные» деньги, которые можно тратить только на оплату коммунальных услуг для социально уязвимых слоев населения.
Существенным барьером является избирательное покровительство или фаворитизм. Он проявляется при создании единых операторов, частных монополий. На сегодня только единых операторов в стране насчитывается 53. Планируется разработать четкие и прозрачные подходы к их созданию такие же, как для госмонополий (конкурсный отбор, сменяемость, сроки присутствия, возмещение ущерба, прозрачность деятельности, в т.ч. сведения о доходах, конечных бенефициарах и т.д.).
Вторая важная задача — разгосударствление. «Мы сокращаем виды деятельности, где присутствует государство. На сегодняшний день госпредприятиям разрешено 157 видов деятельности, АО, ТОО – 242. Но это не является панацеей. Зачастую, хотя его функциональность уменьшается, предприятие не уходит с рынка. Возможным вариантом ускоренного разгосударствления может стать приватизация на основе укрупненного секторального анализа (метод ускоренной приватизации) с учетом административно-территориальной специфики», — пояснил председатель АЗРК.
Базовыми критериями для исключения госучастия при секторальном подходе можно определить долю МСБ, объем частных инвестиций в отрасль, оборот розничной торговли частных предпринимателей.